Вернуться назад

Первый год жизни: закладываем основу для развития личности

Первый год жизни малыша – это особый период в развитии. Если сравнить темп развития ребёнка первого года с другими возрастными периодами, мы легко обнаружим, что ни в один другой не будет наблюдаться такого интенсивного темпа изменений. Быстро развивается мозг ребёнка, поэтому повышается трудоспособность и выносливость нервной системы. Так же мы видим изменения в характере сна и бодрствования.

С первых месяцев жизни быстро развивается деятельность всех органов чувств и, как следствие, возможность быстрого восстановления связей с внешним миром. Например, развивается ориентировочная деятельность, являющаяся основой развития познавательной деятельности; начинается развитие высших психических процессов – восприятия, памяти, внимания.

Эксперт: перинатальный психолог Светлана Котягина

Беременность и роды остались позади, и можно подумать, что самое сложное преодолено, теперь все будет яснее и легче. Безусловно, рождение ребенка – это особое событие в жизни любого человека. И если ранее ближайшие перспективы определялись моментом рождения вашего малыша, то теперь этот долгожданный момент превращается не в итог, а начало пути. Все только начинается!

Вместе с добрыми пожеланиями необходимо сказать, что то, как сложится ваша дальнейшая совместная жизнь, во многом определяется тем, как вы проживете первый год. Именно в этот период закладывается характер ваших будущих отношений – станете ли вы для ребенка близким человеком, будет ли он вас любить и уважать!

На первом году жизни возникают и усложняются эмоции. Очень важно, чтобы они были позитивными, поскольку это во многом повлияет и на общее развитие ребёнка. Радостный малыш много двигается, лепечет, гулит, агукает. В это время формируются как позитивные, так и негативные привычки. В этот период формируются основные действия с предметами, которые имеют решающее значение для развития сенсорики и активной деятельности малыша. Манипулируя предметом или игрушкой, ребёнок знакомится с их свойствами – формой, материалом, цветом, весом и др. Эта деятельность занимает период бодрствования, что обеспечивает ребёнку активность и спокойствие.

Уже на первом году жизни у малыша отмечаются первые проявления самостоятельности, настойчивость в достижении цели, интерес и избирательное отношение к окружающим его людям и вещам. Первый год жизни знаменуется прохождением подготовительных этапов развития речи. Так, голосовые реакции начинают развиваться с первых месяцев жизни, а к концу года малыш, как правило, выговаривает около десяти простых облегчённых слов.

Во втором полугодии первого года жизни формируется способность подражать звукам и слогам, развивается умение понимать речь окружающих. В первые месяцы жизни общение с окружающими взрослыми становится потребностью и основным видом деятельности ребёнка. Поэтому взрослые должны не только своевременно и правильно удовлетворять органические потребности малыша (вовремя кормить, укладывать спать, гулять и другие), но и создавать условия для бодрствования, специально заниматься с ребёнком с целью формирования новых умений малышей.

Проявление потребности в общении считают самой главной особенностью этого возрастного периода. Эта потребность заставляет ребёнка активно искать контакты с окружающими. В общении, которое организовывает взрослый, ребёнок на эмоционально-чувственной основе ощущает удовольствие и радость. Так формируются начала морального и эстетического воспитания самых маленьких. Нежность, ласка, проявление внимания и любовь, ласковое обращение и прикосновения – сенсорно обогащают малыша, играют особенную роль в развитии его эмоциональности, восприимчивости, сопереживания.

После первого полугодия характер общения взрослого и ребёнка должен перейти от эмоционального к эмоционально-деловому, при котором взрослый стимулирует ребёнка к совместным действиям. Родители и другие взрослые, развивая зрительное и слуховое восприятие, воспитывают интерес ребёнка к окружающему: взрослым, детям, животным, игрушкам, предметам, воспитывают эмоционально-позитивное отношение к ним.

Из-за стремительного темпа развития ребёнка, первый год жизни разделяют на разные возрастные периоды:

• с рождения до 2,5-3 месяцев, в котором выделяют период новорожденности (до 3-5 недель)
• с 2,5-3 месяцев до 5-6 месяцев
• с 5-6 месяцев до 9-10 месяцев
• с 9-10 месяцев до 1 года

Первый период



Примерно на десятом дне жизни малыш в течение недолгого времени уже способен удерживать в поле своего зрения движущийся предмет, например яркую игрушку (диаметром 10–20 сантиметров). Но не ждите, что у него получится это с первого раза – наберитесь терпения. Еще через пару недель кроха уже сможет фиксировать свой взгляд на более крупных, неярких и недвижущихся предметах (например, на вашем лице).

Для стимуляции развития слуха ребенка с ним необходимо постоянно разговаривать. И обязательно давайте крохе возможность слушать музыку – доказано, что это сказывается на развитии малышей самым благоприятным образом (особенно это касается классических произведений).

К концу второго месяца ребенок улыбается в ответ на приближенное к нему лицо, знакомый голос. У ребенка существует очень тесная эмоциональная связь с мамой. Он способен очень четко улавливать ее настроение. Малыш уже начинает «предчувствовать» приятные для него процедуры. Например, оживляется и (или) волнуется перед кормлением или купанием.

В начале второго месяца жизни малыш все еще плохо контролирует свое тело. Во время сна, его ручки и ножки находятся в хаотичном движении. Но постепенно он начинает учиться управлять своим телом. Его движения становятся все более упорядоченными.

Примерно к концу второго месяца у малыша получается переворачиваться с бочка на спинку. В этот период у ребенка улучшается координация глазных мышц и зрительное сосредоточение. Теперь малыш может не только следить за движущимся предметом, но и концентрировать на нем свой взгляд, когда он (предмет) останавливается.

В этом возрасте игрушки над кроваткой рекомендуется размещать на расстоянии примерно 50 см от крохи – именно на этом расстоянии он способен разглядывать предметы. Чуть позже малыш уже начинает рассматривать пальчики на своей ручке. После второго месяца кроха уже пытается схватить попавшую в поле его зрения игрушку и даже способен в течение нескольких минут продержать ее в сжатой ладошке, а то и вовсе тянет ее в рот. Взгляд малыша становится все более скоординированным. Он уже целенаправленно следит за движущимся предметом, может его четко различать на расстоянии 30–40 см.

Приблизительно к концу третьего месяца ребенок может лежать на животе, опираясь на предплечья. Однако опора эта еще нестабильна. Особо активные малыши учатся переворачиваться со спинки на бочок. Мышцы шеи крохи уже настолько окрепли, что, лежа на животе, ребенок может приблизительно в течение одной минуты удерживать головку, а также поворачивать ее в разные стороны. Кроме того, у него хорошо получается удерживать голову и туловище, находясь в вертикальном положении: если придержать его за подмышки, он сможет стоять, упираясь на согнутые в коленях ноги.

Второй период



У малыша явно отмечается комплекс оживления, который выражается в улыбке, смехе, продолжительном гулении, движении ручек и ножек в тот момент, когда родители разговаривают с ним. С крохой уже можно играть в веселые игры, например в прятки (мама прячет лицо за платком или краем кроватки, а потом выглядывает, смеясь). Малыш получает при этом явное удовольствие, задорно смеется.

Ребенок начинает постепенно проявлять любопытство. Например, его уже привлекает собственное отражение в зеркале. Он интересуется звуками, которые слышит рядом с собой, поворачивает голову в их сторону и начинает искать глазами их источник. С интересом прислушивается к музыке.

Важным этапом развития в этом возрасте является то, что у ребенка появляется упор на выпрямленный локтевой сустав. Малыш может делать так называемый «самолетик»: в положении лежа на животе, поднимает вверх головку, выпрямляет и разводит в стороны ручки, то есть ему удается удерживать голову и конечности, опираясь лишь на туловище.

Ребенок уже может самостоятельно и свободно переворачиваться со спинки на животик, особенно если захочет дотянуться до заинтересовавшей его вещи. Лежа на животе, легко приподнимается, выгибает тельце. Пытается кроха выгибаться и из положения лежа на спинке: опираясь на головку и ступни ног, он приподнимает таз, делая что-то наподобие «мостика».

В этот период кроху впервые начинают интересовать другие дети. Оказавшись рядом с «ровесником», ребенок пытается дотронуться до него, «поговорить», дать или отобрать игрушку.

В шесть месяцев у малыша хорошо скоординированы движения рук. Он пытается управлять одновременно двумя ручками, держать по игрушке в каждой из них. Неплохо ребенок овладел и движениями пальчиков, благодаря чему ему удается захватывать мелкие предметы. Получается перекладывать предметы из одной руки в другую. Многие крохи способны самостоятельно удерживать кружку и ложку. Малыш способен тонко улавливать интонации маминого голоса, определяя, в каком она настроении.

Узнает ребенок и собственное имя. Когда к нему обращаются, малыш поворачивается в сторону говорящего.

Возрастает любопытство крохи. Он уже не ограничивается тем, что пробует игрушку «на зуб». Малыш подносит ее к лицу, долго рассматривает и изучает. Ощупывает пальцами лицо взрослого, исследуя его. Хватает взрослых за нос, уши, волосы и с интересом наблюдает за тем, какую реакцию это вызывает.

В шесть месяцев речь ребенка можно охарактеризовать как сознательный лепет. Если раньше родители по характеру плача малыша могли определять, что именно его беспокоит, то сейчас наблюдательные мамы и папы смогут по лепету уловить состояние ребенка. Лепет подразумевает под собой сочетание согласного и гласного звука. Полугодовалые детки вполне отчетливо могут проговаривать «ма-ма-ма», «да-да-да», «ба-ба-ба», «ва-ва-ва». Им нравится слышать собственную речь, они отвечают на обращение к ним, стремятся поучаствовать в разговоре взрослых.

Третий период



Двигательная активность крохи возрастает чуть ли не с каждым днем. Он часто встает на четвереньки, пытается раскачиваться из этого положения в стороны. Уверенно переворачивается с одного бока на другой.

Ребенку удается самостоятельно садиться. При этом сидит он гораздо увереннее, чем месяц назад, хотя все еще присутствует легкая неустойчивость и он может падать. Достижением стало и то, что кроха не просто сидит, а пытается совмещать этот новый для него навык с другой, например, игровой деятельностью.

Детки, овладевшие навыком ползания, делают это все проворнее и быстрее – за ними уже сложно угнаться. Многим удается ползать, держа в одной руке игрушку.

Получив свободу передвижения, кроха стремится исследовать каждый уголок в доме, заглянуть везде и всюду. Подобное занятие полезно тем, что во время этого процесса тренируются именно те мышцы ног и спины, которые в дальнейшем будут необходимы для овладения ходьбой.

В этом возрасте крохи могут стоять в кроватке, держась за поручни, пританцовывать. Значительная часть малышей может самостоятельно вставать на ножки и ходить, используя в качестве опоры стены и мебель, а также, если родители поддерживают его за ручки. Ребенок учится удерживать равновесие, перенося его с одной ножки на другую.

Продолжает совершенствоваться координация рук. Ловко получается перекладывать игрушки из одной руки в другую, хлопать в ладоши. Улучшаются функции кисти: предмет, который удерживает малыш, может перемещаться от середины ладони до кончиков пальцев. На этом этапе развития ребенок еще одинаково использует как правую, так и левую руку.

Становится более разнообразной мимика. Кроха пытается подражать мимике взрослых и ему это удается. Это следует поощрять, стимулируя ребенка повторять за вами изображение на лице удивления, восторга, огорчения и т.д.

Растет любопытство, расширяются интересы. Ребенок проявляет живой интерес при появлении новой игрушки или другого интересного ему предмета. Для многих малышей одной из любимых игр по-прежнему продолжает оставаться бросание на пол игрушек. При этом крохи с любопытством наблюдают, какую реакцию это вызывает у родителей. Если мама поднимает игрушку и вновь отдает ее крохе, то он вновь ее бросает. Такая игра доставляет ему удовольствие и может продолжаться до тех пор, пока у мамы хватит терпения.

Развиваются познавательные навыки. Ребенку нравится искать упавший или спрятанный предмет, он готов приложить усилия, чтобы найти его. Если это удалось – выражает восторг. Малыш понял, что можно играть с несколькими игрушками одновременно. Ребенок научился возвращаться к прерванному занятию. Если он возится с игрушками, а в этот момент вы его окликните, то кроха прервется, посмотрит на вас, а затем снова возобновит занятие.

Ребенок знает названия некоторых предметов. При вопросе «Где машинка?», указывает на нее взглядом. По просьбе взрослого может показать, где у куклы носик, ротик, глазки и т.д. Хорошо знает свое имя, оборачивается на зов.

В этом возрасте крохи пытаются общаться с родителями на своем собственном языке, начинают подражать незнакомым звукам. Повышается выразительность речи, постепенно развивается умение управлять интонацией и силой голоса.

Четвертый период


Для тех малышей, которые еще не освоили навыков самостоятельной ходьбы, главным достижением данного периода становятся первые шаги. Однако у детей в этом возрасте еще не достаточно развиты чувство равновесия и координация движения. Но даже если ваш малыш все еще не решается оторвать ручку от опоры, волноваться не нужно. Перед малышом, научившимся ходить, открываются большие возможности, нежели ранее. Уверенно стоя на ножках, он пытается дотянуться до желаемого предмета, например, лежащего на столе. Если предмет оказывается немного дальше, чем он ожидал, то кроха пытается встать на носочки, что помогает ему достичь желаемого.

Из положения стоя малыш может легко садиться, наклоняться и приседать. Ему ловко удается забираться на диван, стул или кресло, а также спускаться обратно. Ребенок также может подползать под препятствие.

Функции кисти развиты недостаточно, продолжают развиваться и совершенствоваться. Но малыш уже умеет самостоятельно есть твердую пищу (например, печенье или сухарик), держа ее в руке, пьет из чашки, которую удерживает двумя руками.

В этом возрасте формируется так называемый «щипцовый» захват. В отличие от «пинцетного», сформировавшего чуть ранее, при «щипцовом» захвате пальцы находятся в согнутом состоянии.

Одиннадцатимесячный малыш может концентрировать свое внимание на интересной для него игре в течение достаточно долгого времени. И если ребенка что-либо сильно увлекло, то отвлечь его от этого занятия бывает непросто.

Дети данного возраста подвержены частой смене настроения. И если малыш не в духе, то общаться не хочет.

Кроха по-прежнему продолжает подражать действиям взрослых. Например, может взять ложку и попытаться «накормить» куклу, «читает» книги – усаживается, кладет книжку на колени и начинает перелистывать страницы.

Привычное занятие для детей данного возраста – рвать в книгах страницы.

Ребенок хорошо усвоил смысл слов «да» и «нет», способен выполнять несложные просьбы: «Возьми чашку», «Принеси мячик» и т.д. Легко находит спрятанную в его присутствии игрушку. Крохе нравится доставать из пакета или коробки игрушки и затем складывать их обратно.

Годовалому малышу нравится слушать музыку, именно в данный период закладывается ее восприятие.

Активный словарный запас на двенадцатом месяце жизни остается примерно на том же уровне, пассивный постепенно увеличивается. Ребенок знает названия многих предметов, при просьбе показать их, делает это с легкостью.

Как правило, может произносить несколько несложных слов. Если показать ребенку знакомых ему животных (например, на картинках), он сможет изобразит их звукоподражанием («ав-ав», «му-му» и т.д.).

Рекомендуем


Погремушка «Джунгли» – это 2 яркие игрушки в одном наборе. Одна из них сделана в виде крокодильчика, другая – бегемотика. Обе погремушки очень симпатичные, а их форма и размер приспособлены под маленькую ручку ребенка. Погремушка великолепно развивает работу кисти и укрепляет мускулатуру рук, а подвижные детали способствуют развитию мелкой моторики пальчиков рук и тактильных ощущений.
Вернуться назад

Читайте также

Основные навыки ребенка в первый год жизни: развиваем в играх

В первый год жизни малышу и его родителям предстоит серьезная работа – сформировать набор основных навыков,...
Читать далее

Особенности развития ребёнка от 0 до 5 лет

Первые пять лет жизни ребёнка – самые интересные для родителей. Каждый день преподносит что-то новое в...
Читать далее

Особенности развития ребёнка от 1 года до 2 лет

Малышу – второй год. В этом возрасте формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться...
Читать далее