Вернуться назад

Особенности развития ребёнка от 0 до 5 лет

Несмотря на то, что каждый ребёнок развивается совершенно индивидуально, существуют общие показатели, характерные для каждого периода жизни малыша. При этом следует помнить, что маленький человек имеет полное «право» немного от них отставать, или напротив – обгонять. Рассмотрим основные «рубежи» в развитии человека в первые 5 лет жизни.

Первый рубеж: 9-12 месяцев 

• Большинство детей в этом возрасте умеет ползать или по-крайней мере передвигаться вокруг мебели, а некоторые уже самостоятельно ходят или ходят держась за опору.
• Умело пользуются обеими руками, чтобы манипулировать с предметами: перекладывают игрушки из руки в руку, держат игрушку одной рукой, а другой исследуют ее, пытаются разобрать игрушку на части, могут трясти ей, стучать и производить другие действия.
• Кроха может отвлекаться от своих занятий, а потом снова возвращаться к ним.
• Может связать во едино два действия: подползти к столику и съесть яблочко, которое на нем лежит.
• Понимает простые команды и слово «нет!».
• Понимает и может произнести 1-2 слова, может имитировать звуки и общаться при помощи их.
• У ребенка сформирована привязанность к какому-то взрослому и он может заплакать при расставании с ним или когда он остается с незнакомыми людьми.
• У малыша появляются любимые игрушки. Может играть с вами в простые игры: «ку-ку» и т.п. 

Второй рубеж: 12-18 месяцев 

• Ребенок ходит, сидит, с поддержкой стоит на одной ноге.
• Кидает и пинает мяч.
• Может вращать кистью руки и приобретает навык самостоятельной еды.
• Спускается и поднимается по лестнице.
• Может везти за собой или толкать впереди себя какой-то предмет. 
• Он уже способен собирать простую мозаику.
• Называет некоторые предметы и понимает название остальных, но не всех, а те, что использует в своем обиходе.
• Лепечет и использует от 5-12 слов. Понимает пока больше, чем может сказать, но стремится к общению.
• С большим удовольствием малыш играет в «ладушки».
• Понимает просьбы и останавливается, когда ему говорят об этом.
• Может предложить сверстнику игрушку, но не будет играть вместе с ним, хотя охотно играет с родителями и старшими братьями и сестрами. 
• Именно в этот период ребенок начинает понимать, что в зеркале перед собой - он сам. И ему очень нравится смотреть на себя в зеркало.
• По-прежнему привязан к близким, но может на прогулке отходить от них достаточно далеко.
• Любит быть с другими детьми. Активно выражает свои эмоции: боль, страх, смех, радость. 

Третий рубеж: 18 месяцев – 2 года 

• Взбирается на стул, залезает на металлические лестницы и горки.
• Может построить башню из большого числа кубиков.
• Останавливается, чтобы поднять игрушку и при этом сам не падает.
• В этот период начинает активно развиваться речь.
• Малыш увлечённо называет знакомые предметы и уже произносит 50-200 слов. Начинает использовать предложения состоящие из двух слов.
• Знает местоимения «я» и «ты».
• Слушает и понимает простые сказки и рассказы.
• Любит играть вещами родителей и имитировать их действия в своей игре.
• Любит вместо игрушек использовать бытовые предметы: телефон, баночки и т.п. 
• Приближается так называемый  «кризис трех лет» –  он все чаще говорит «нет» и истерически отстаивает свои занятия.
• Может играть с 2-3 детьми, которых хорошо знает.
• Узнает себя в зеркале, знает части тела у себя и куклы. 
• Хочет все делать самостоятельно. 

Четвертый рубеж: 2-3 года 

• Подпрыгивает и скачет на одной ножке.
• Уже хорошо понимает, что опасно, а что нет.
• Начинает самостоятельно одеваться и раздеваться.
• Понемногу осваивается с понятиями  «один» и «Много».
• Отлично сравнивает предметы по нескольким параметрам.
• Знает некоторые цвета. 
• Начинает задавать часто вопрос «почему»?
• Любит поговорить, понимает понятия «верх», «низ», «потом», «сейчас».
• Испытывает ваши запреты, пытаясь сделать то, что вы ему запретили.
• Любит быть, «как большой», играть с детьми.
• Очень любит  бегать и играть в сюжетно-ролевые игры.
• Дорожит своими вещами.
• Способен проявить терпение.
• Пользуется языком, чтобы выразить свои желания и чувства.
• Появляется чувство юмора. 

Пятый рубеж: 3-5 лет 

• Бегает, может внезапно убежать от вас , а потом остановится и подождать.
• Скачет на одной ножке, прыгает на двух.
• Манипулирует мелкими предметами. 
• Бросает и ловит мяч. 
• Одевается сам, но может испытывать трудности со шнурками, молниями и пуговицами.
• Безостановочно говорит и задает вопросы.
• Начинает понимать значение чисел.
• Может считать по порядку до трех.
• Может убрать после себя игрушки.
• Любит сравнивать предметы по форме, цвету, высоте и т.п.
• Начинает сопереживать другим, может заплакать услышав грустную историю.
• Играя, разговаривает за свои игрушки.
• В речи использует не только настоящее, но и прошедшее время.
• Различает реальность и воображаемый мир.
• Любит играть в семью.
• Нравится самому совершать покупки.
• Может проявлять самостоятельность в выборе одежды и отстаивать свой выбор.
• Сравнивает свои поступки и предметы, которыми обладает с поступками и предметами других детей.
• Может требовать что-то, как у какого-то мальчика или девочки.
• Часто спорит с другими детьми, но послушен и покладист с родителями. Но не всегда сообщает о своих мыслях и чувствах близким, появляются свои секреты.

Рекомендуем:


«Игрушка Слоник Весельчак Poppin' Park»  


Это весёлое животное очень любит играть с маленькими детьми. Стоит малышу забросить мячик внутрь слоника, как мяч тут же возвращается назад. Но как же интересно наблюдать, откуда он вылетит!  Из хобота и высоко подпрыгнет над головой слона, или же выкатится через всю комнату к противоположной стене?

Слоник не только устраивает фокусы с мячом, но и поет веселые песенки.  В репертуаре слоника 8 разных песен. В увлекательной игре малыш разовьет первые навыки координации своих движений,  мелкую моторику, слуховое и звуковое восприятие, а также задаст цели для активного ползания и хождения для сбора вылетевших мячиков.

Вернуться назад

Читайте также

Развивающие игры для детей в 1-2 года

Первый год жизни позади, и малыш уже активно осваивает квартиру и двор. В это время он, как никогда, хочет играть....
Читать далее

Особенности развития ребёнка от 1 года до 2 лет

Малышу – второй год. В этом возрасте формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться...
Читать далее