Основные ошибки родителей, которые мешают развиваться детям

Основные ошибки родителей, которые мешают развиваться детям
Марьяна Безруких, профессор, академик Российской Академии Образования, доктор биологических наук, вместе со своими коллегами давно изучают факторы современного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста и их влияние на обучаемость. Среди них семейное обучение, неадекватные требования, раннее развитие, замена живого общения техническими средствами и многие другие. Основательный набор для одного маленького ребёнка. Если вы ещё спешите отдать ребёнка на английский в два года и разбудить в нём гения, записав на 10 кружков одновременно в 3 года и научить читать в 4, а также сомневаетесь, какую форму обучения и какого учителя выбрать, прочтите это интервью.
 
– Марьяна Михайловна, на семейной конференции Selfmamapuzzle, посвященной образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста, Вы говорили о современных тенденциях в образовании. Уверена, и тем родителям, которые не были на конференции, было бы полезно принять к сведению многие факты из Вашего доклада. Расскажите, пожалуйста, о самых распространенных сегодня мифах развития детей-дошкольников и младших школьников и о том, что на самом деле важно для успешного обучения детей.

– Особенности социо-культурной ситуации, то, в каких условиях растут дети, играют одну из главных ролей в развитии детей. Сегодня социо-культурная ситуация очень сильно изменилась. Существует несколько факторов, над которыми родителям стоит задуматься. Первый фактор – это домашнее воспитание. Сейчас значительная часть детей не ходит в детский сад и очень часто дети не ходят даже ни в какие группы. Это порой создает трудности с социализацией ребенка уже в школе. Хотя я не склонна считать, что семейное воспитание может быть хуже, чем воспитание в детском саду. Бывает по-разному. Если дети имеют возможность общаться со сверстниками, с чужими взрослыми – это социализации не вредит. Бывают так называемые несадовские дети. А некоторым детям лучше в садике. Например, если мама возбужденная, несдержанная. Она может быть и хочет дать ребенку очень много, но ему лучше иметь еще и опыт общения со спокойным взрослым в детском саду, даже если он не получит того объема информации, который способна дать мама.

– Как маме понять, что она такая мама и что лучше отдавать ребенка спокойному взрослому?

– Мама себя знает. И в общении с ребенком есть одно золотое правило. Мама должна быть ровной, спокойной, доброжелательной и улыбчивой. Но если мама знает, что у нее резкие перепады настроения, если она может на ребенка накричать, а потом к сердцу прижать, то для ребенка это очень тяжелая ситуация, несмотря на то, что эта мама может очень много вкладывать в ребенка или захотеть вкладывать. В таком случае лучше спокойный взрослый. И даже если ребенок чего-то не дополучит в какой-то студии, у него сохранится здоровье. Сорвать здоровье, особенно психическое здоровье ребенка, очень просто.

– Каким образом эта несдержанность влияет на ребенка?

– Несдержанность всегда влияет негативно и на здоровье, и на развитие. У вас просто вырастет ребенок-невротик. Здесь даже нет каких-то вариантов, потому что очень тяжело жить в ситуации, когда мама несдержанная или есть рассогласование требований в семье, когда у папы одно мнение, у мамы другое, а у бабушки третье. Такое положение вещей будет сказываться на развитии, несмотря на то, что ребенку будет уделяться много внимания.

– В ситуации, когда ребенок не ходит в садик, как часто ему следует общаться со сверстниками и другими взрослыми, чтобы гармонично развиваться и социализироваться?

– Каждый ребенок индивидуален. Есть ребенок, который готов играть с детьми. К примеру, три часа он находится на прогулке и три часа будет с удовольствием играть. А есть дети, которые будут готовы играть 15 минут и больше играть они не могут в силу разных обстоятельств. Как правило, если в семье взрослые общаются друг с другом спокойно, доброжелательно, если взрослые очень коммуникативны, то и дети такие же. Но нужно не забывать, что если речь идет о дошкольниках, то очень важен уровень речевого развития. Ребенку с плохой или несформированной речью общаться будет очень сложно. Если он совсем маленький, он подойдет, отберет игрушку, что-то сделает, но играть он не сможет. Ребенок, который может, скажем, в пять лет подойти к детям, познакомиться, включиться в игру и играть какое-то время, который может кому-то уступить, может с чем-то согласиться, не бежит плакать, что ему что-то не дали, – это ребенок, который хорошо общается. В более раннем возрасте бывает по-разному. Проблемы общения, как правило, сразу видны, и родители о них очень хорошо знают.

Раннее развитие: польза или вред


456079491.jpg456079491.jpg
– Какие ещё мифы развития сегодня преобладают?


– Первый и главный – ребенок должен научиться всему как можно раньше, так как потом «окно развития» закрывается. Знакомое многим название книги о воспитании и развитии детей «После трех уже поздно» – отражает суть этого мифа. Стремление родителей как можно раньше и как можно больше дать знаний. Например, когда ведут на английский с двух лет, когда стараются как можно раньше научить читать и так далее. Мы с коллегами много лет занимаемся этими вопросами. Вообще, раннее стимулирование чего бы то ни было не ускоряет развитие, а тормозит. И особенно, если при этом присутствуют насильственные требования, когда от ребенка требуют, но он еще не может.

Движение_глаз_плохо_читающий.jpgДвижение_глаз_плохо_читающий.jpg
На конференции я показывала родителям движения глаз в процессе чтения у плохо читающего ребенка, которого научили читать очень рано. У такого ребенка очень сложный процесс движения глаз. Увидев слайд с рисунком движения глаз, зал ахнул. Когда просто рассказываешь – это одна ситуация, а когда родители видят конкретные вещи, ситуация меняется.
Движение_глаз_хорошо_читающий.jpgДвижение_глаз_хорошо_читающий.jpg
Также, рассказывая об этапах развития внимания, я показывала, какое внимание у ребенка до года, от года до трех лет, от трех до шести, от шести до восьми. Селективное, избирательное внимание, которое позволяет свободно читать, формируется к восьми годам. А в три-четыре года механизмы, которые обеспечивают чтение, еще не сформировано. Очень редко эти механизмы формируются раньше, но у большинства детей это происходит только к пяти-шести годам. Важно понимать, что темп биологического созревания детей разный. И разница в этих темпах может составлять от полутора до двух лет. Поэтому кто-то научится читать в пять лет, а кто-то в семь. И это не вина родителей, которые плохо работают с ребенком, если они действительно с ним правильно и адекватно работают. Кстати, система неадекватных требований – это еще один фактор риска в развитии современных детей.


– Что касается раннего развития и в частности раннего изучения языка, как лучше выстроить этот процесс и когда начинать?

– В случае с языками есть два варианта. Если ребенок погружен в среду, как бывает с билингвами или трилингвами, когда папа говорит на английском, мама на польском, – это одна ситуация. Ребенок живет в такой среде. В этом случае применима методика «один родитель – один язык». Она очень распространена в Европе. То есть папа говорит на своем, мама на своем языке. Не должно быть смешения, потому что дети-билингвы в речевом развитии немного отстают от детей-монолингвов. В дальнейшем это может быть их преимуществом. Но одно дело ситуация погружения, когда они живут в среде, и другое дело уроки. Как, например, у нас. Мы хотим, чтобы ребенок учил английский. И вот два раза в неделю к нему приходит учительница и по двадцать минут поет с ним песенки. А потом он употребляет английское слово в русской речи. Хуже ситуации нет. Особенно тогда, когда у ребенка не очень хорошо идет процесс формирования родной речи, родного языка. Таким образом, если есть проблемы в развитии речи, в звукопроизношении, в запасе слов, в грамматическом строе предложения, если ребенок в четыре года еще не может ничего рассказать, не может задать вопрос, не может пространно ответить на вопрос – не стоит учить иностранный язык. Вы просто осложните ребенку жизнь. Если хорошо сформирована родная речь, то другое дело. Но тогда очень важно, какой у ребенка учитель и какую методику он использует, а также как идет эта работа. К сожалению, то, что я вижу сегодня – пустая трата времени. После таких занятий ребенок идет в первый класс и начинает все сначала в языковой школе или со второго класса в обычной школе, учит язык много лет, но не многие знают иностранный язык.

 
Раннее развитие: польза или вред





Беременность
и роды
до 2 лет 2-4 года 5-6 лет 7-9 лет 10-12 лет от 12 лет
Регистрация