Вернуться назад

Основные этапы развития ребёнка от 3 до 5 лет

Развитие ребенка после трех лет это важный этап в становлении личности. Насколько мы – взрослые, готовы ему помочь в его развитии зависит многое в будущей успешности человека. Сейчас ребенок впитывает информацию, как губка, и задача родителей создать малышу условия для этого увлекательного процесса.

В возрасте 3-4-х лет память ребенка является центральной функцией, которая определяет остальные психические процессы. Мыслить для ребенка в этом возрасте — значит вспоминать, то есть опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Именно благодаря памяти ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Если раньше ребенок был под властью конкретной ситуации, то теперь его мышление перестает быть наглядно-действенным.

Следует учесть, что память у ребенка в этом возрасте непроизвольна: он не ставит перед собой цели что-то запомнить. Запоминание происходит легко и естественно, т.к. в этом возрасте доминируют структуры правого полушария мозга, которые «отвечают» за зрительно-эмоциональную память. Логические отделы левого полушария еще слабо сформированы. Событие для него интереснее, действие, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается словесный материал, если они вызывают эмоциональный отклик.

Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежность рифмы. Легко находят отклик в душе сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает героям. Чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание эффективнее.

Ученые выявили, что именно к 3-м годам формируется долговременная память, т.е. ребенок осознает и помнит себя как личность. Воспоминания вызывают эмоциональные состояния того времени и на всю жизнь оставляют ощущения детства. В этот период формируется чувство собственного достоинства. Воспоминания раннего детства позволяют осознать свой уникальный жизненный опыт. Ребенок начинает понимать, что он неповторим как личность.

В возрасте четырех-пяти лет у ребенка наряду с образным мышлением начинает интенсивно развиваться образная память. Кроме запоминания, важную роль играет сохранение и воспроизведение информации. Это зависит от количества, содержательности и прочности связей нового опыта человека с элементами уже имеющегося у него. Большая часть нашего опыта сохраняется и легко извлекается из памяти непроизвольно, т.е. без специальной цели запомнить. Точнее было бы сказать, что запоминание – это не то, что мы смогли запомнить, а то, что смогли извлечь.

Развитие речи


Развитие речи у детей 3-4-х лет происходит особенно быстро. Как правило, ребенок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растет буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц.

Если в три года ребенку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1,5-2 тысячи лексических единиц. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используется в среднем от 3-х до 5-ти тысяч слов.
Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к 3-м годам часто и правильно произносят слова, другие говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее же типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов – тамва вместо трамвай, неправильное ударение и т.д.). Эти нарушения в основном носят временный характер и в ходе правильного речевого развития к 5-ти годам постепенно исчезают.
Речь трехлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени.
Понятие малыша о прошлом или будущем еще ограничено. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое, затем дополнение.
Малыши легко воспринимают простые предложения.
В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекает звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя еще не может определить, какой звук или что в слове произнесено неправильно.
Ребенок еще не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установить их последовательность, разложить слово на части (слоги, звуки).
Больше всего в ребенке четырех-пяти лет поражают его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нем появляются абстрактные понятия.
Малыш начинает интересоваться смыслом общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь и т.д. Ребенок хочет осмыслить значение слов, объяснить их происхождение. Его интересуют все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и музыкальность. Ребенок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана с содержанием, а лишь по-особому звучит.
В возрасте 4-х-5-ти лет ребенок может пересказать услышанную сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.
Дети к 4-м годам воспринимают себя отдельно от родителей, а к пятилетнему возрасту физическая близость ослабевает и на смену ей приходит, при правильном воспитании и любви взрослых, взаимопонимание между детьми и родителями. Ребенок и взрослый становятся партнерами, и устанавливаются дружеские взаимоотношения.
Дети легко говорят неправду, но очень сердятся, когда неправду говорят взрослые. Они как бы проверяют ограничения и возможности речи.
При общении и социальных контактах ребенок демонстрирует свою независимость от родителей.
Он уже не может обходиться без сверстников. Роль взрослого в игре к этому возрасту ребенка почти исчезает — малыш налаживает взаимоотношения со сверстниками.

Мышление


Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами. Это проявляется в решении простых задач по конструированию, т.е. конструирование по образцу. Ребенок повторяет постройку из 2-3-х деталей разной формы, выполненную взрослым. К четырем годам мышление становится наглядно-образным. Это значит, что некоторые задачи ребенок уже может решать не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления. Таким образом, главным средством решения задачи становится образ.

Основное направление развития образного мышления – овладение способностью к замещению и пространственному моделированию, т.е. формированию умения использовать при решении разнообразных умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между вещами. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность спорить, осваивать и употреблять символы и знаки. Если ребенок строит и применяет пространственные модели, он в наглядной форме выявляет скрытые отношения вещей, учитывает их в своей деятельности, лучше понимает устройство предметов и событий в мире, их взаимодействие.

Малыш оперирует заменителями и пространственными моделями «в уме», представляет себе с их помощью то, о чем рассказывают взрослые, заранее предвидит результат собственных действий. А это и есть понимание, мышление.

На пятом году жизни ребенок начинает интересоваться не только предметами, но и тем, как они взаимодействуют друг с другом.
Малыша продолжает интересовать, как предмет выглядит, но больше его внимание привлекает, из каких частей состоят предметы, как они между собой взаимодействуют.
До 4-х лет умственное развитие малыша, его познание внешнего мира происходило через практические действия с предметами. Ребенку необходимо было обязательно потрогать предмет, чтобы понять его.
На пятом году некоторые задачи ребенок уже может решать в уме, опираясь на образное представление. Средством решения задач становится не действие, а образ, мышление приобретает наглядно-образный характер. Ребенок становится как бы естествоиспытателем.
К четырем годам для развития интеллекта малыша родителям необходимо предоставить ему возможность приобрести опыт манипуляции с различными предметами, обеспечить знаниями о различиях между предметами (цвет, форма, размер и т.д.).
В 4-5 лет обогащение жизненного опыта ребенка происходит за счет накопления образов и представлений о связях и отношениях между отдельными предметами и их частями. Ребенку следует помочь накапливать чувственный опыт взаимодействия с миром и научить отражать его через модели, образы предметов. Уровень понимания ребенком предмета выражается в действиях с предметами и их наглядными образами, которые возникают в голове ребенка (их строение, функционирование и т.д.).
Исследуя предметы, их строение и взаимодействие друг с другом, малыш пытается сформировать целостное представление об окружающем его мире. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка выражается в формировании представлений о мире в виде наглядных образов как едином, непротиворечивом целом.

Восприятие


Восприятие ребенка трех-пяти лет становится все более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок может подолгу, не отвлекаясь, наблюдать, рассматривать, искать. В этом возрасте на развитие восприятия очень большое влияние оказывает развитие речи и мышления. Начиная активно использовать названия свойств, признаков, состояний предметов и явлений, ребенок тем самым выделяет для себя эти характеристики.

Обозначив предмет словом, он отделяет тем самым его от других предметов. С помощью интеллектуальных усилий по изучению свойств и состояний предметов, отношений между ними, выявлению связей и действий с ними малыш начинает видеть и понимать реальные отношения между предметами. Развивающие занятия для этого возраста включают обучение ребенка выявлять и учитывать в своих действиях свойства предметов, умению использовать условные заменители вещей, строить и использовать наглядные пространственные модели (планы, схемы, чертежи).

Для успешного освоения этих навыков, а также для того, чтобы задания соответствовали особенностям данного возраста, их необходимо включать в доступные и интересные ребенку виды деятельности: игру, рисование, лепку, конструирование и т.д.
Замечательно развивают восприятие загадки. Пытаясь отгадать загадку, ребенок начинает искать в окружающих предметах свойства, описанные в ней. Например: «Два брюха, четыре уха» (подушка); «Летом серый, а зимой белый» (заяц). Следует всячески поощрять желание ребенка самому составлять загадки.
По мере усложнения психики и развития психических процессов происходит их переплетение и взаимовлияние друг на друга. Так, загадывая и отгадывая загадки, ребенок одновременно развивает восприятие, внимание, творческое мышление, речь.

Воображение


Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции – познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения – воссоздание объективной реальности, «достраивание» целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения ребенок может творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, «достраивать» целостный образ какого-либо события или явления.

Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего «Я». Она проявляется, во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций: малыш как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. Во-вторых, ребенок создает воображаемую ситуацию, в которой он чувствует себя сильным, смелым, всемогущим. Своего апогея аффективное воображение достигает к 4-м годам.

В 4-5 лет число необузданных фантазий, детских страхов снижается. Доминирующее значение начинает приобретать познавательное воображение при рисовании, конструировании, разыгрывании различных игровых сюжетов.
В 4-5 лет основной фазой в развитии ребенка является следование образцам. Как ранее одно-двухлетний ребенок при осваивании какого-либо движения мог многократно его повторять и постепенно овладевал правильными движениями, так и теперь малыш воспроизводит одни и те же сюжеты, склонен многократно рисовать шаблонные графические схемы.
В воображение малыша начинает включаться процесс планирования. Если раньше фантазии ребенка были неуправляемы, он не мог предсказать, что получится, и лишь потом объяснял результат своей деятельности, то теперь, в 4-5 лет, ребенок в состоянии разделить свою деятельность на этапы: он может спланировать один шаг своих действий, выполнить его, оценить результат, а затем приступить к следующему этапу.
Ребенок в 4-5 лет уже имеет значительный жизненный опыт, знания об окружающем мире, и он учитывает законы этого мира в своей деятельности. В результате рациональных действий фантазии малыша становятся более «приземленными», реально отражающими разные стороны жизни ребенка.
Следует внимательно относиться к фантазиям малыша, фиксировать результаты его творчества. Записи сохранят пережитые счастливые мгновения «открытий» и вызовут приятные воспоминания.

Социальные навыки


К 3-м годам, при успешном преодолении «кризиса третьего года жизни», ребенок начинает осознавать себя как личность. Он отделяет себя от взрослого и как бы снова открывает мир людей, свое место в этом мире как самостоятельной личности. Ребенок целеустремленно старается реализовать свои замыслы, ищет поддержку и одобрение взрослых. У него появляется чувство собственного достоинства, гордость за свои достижения. Постигая социальный мир, ребенок с готовностью «впитывает» поведение взрослых. Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость – основные характерные особенности нервно-психической организации младшего дошкольника в этот период.

Малыш еще не имеет прочно закрепленных представлений, недостаточно разбирается в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, поэтому легко верит всему, следует наглядному примеру.
Новые впечатления в этом возрасте оставляют яркий эмоциональный след, влияют на бессознательное поведение уже взрослых людей.
Эмоциональные переживания детства именно в этом возрасте оказывают ключевое влияние на восприятие жизни, чувство Родины и формирование морально-этических норм.
Роль родителей в приобретении социальных навыков в этом возрасте трудно переоценить.
Малыш охотно и энергично повторяет за эмоционально значимым для него человеком образцы жестов, манер, слов. Используйте эту особенность возраста в играх, направленных на умение взаимодействовать с другими людьми.
Следует учесть, что у детей трех-пяти лет подражание может быть как примитивным, напоминающим механическое копирование, так и точным, ярким.
К концу четвертого года жизни ребенок способен приобрести такие нравственно-волевые качества личности, как способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели, помогать другим, соблюдать очередность, правила игры.
В присутствии взрослых ведет себя в соответствии с принятыми нормами
Играет в простые игры с другими детьми
Знает свои имя, фамилию, возраст
Начинает осознавать, что не похож на других людей
Начинается сюжетно-ролевая игра с проигрыванием
Соблюдает очередность, если напоминают об этом
Играет в одиночку по собственной инициативе 15 минут в 3 года.
Становясь старше это время увеличивается.
Играет с 2-3-мя детьми, часто взаимодействует с ними (15 минут)
Устойчиво выполняет 3 правила поведения в группе
В присутствии взрослых ведет себя в соответствии с правилами
Знает имя и отчество воспитателей
Ждет или откладывает исполнение желания на 5 минут 3,5 года
Играет в простые настольные игры
Разрешает конфликты со сверстниками, пользуясь приемами убеждения и обсуждения
Имеет представление о труде взрослых, с которыми сталкивается (дворник, шофер, врач), о некоторых трудовых действиях этих людей (врач лечит, повар готовит)
Имеет представление о праздниках (Новый год, день рождения, мамин день).

Рекомендуем:

«Волшебная книжка»

 


Волшебная книжка, "говорящая" по-русски, расскажет Вашему малышу веселую историю о Слонике и его друзьях в стихотворной форме. Эта забавная книжка  имеет 2 режима работы: "Время для сказки" и Обучающий. Благодаря второму режиму работы Ваш ребенок, нажимая на кнопки, выучит хорошие манеры, формы, цвета и буквы в игровой форме. Продается в открытой коробке с функцией TRY ME!

Вернуться назад

Читайте также

Особенности развития ребёнка от 0 до 5 лет

Первые пять лет жизни ребёнка – самые интересные для родителей. Каждый день преподносит что-то новое в...
Читать далее

Развивающие игры для детей в 1-2 года

Первый год жизни позади, и малыш уже активно осваивает квартиру и двор. В это время он, как никогда, хочет играть....
Читать далее

Особенности развития ребёнка от 1 года до 2 лет

Малышу – второй год. В этом возрасте формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться...
Читать далее