Вернуться назад

Основные этапы развития малыша с 2 до 3 лет

За два первых года с момента рождения малыш во многом преуспел, накопил силы для дальнейшего совершенствования и приобретения новых умений. Именно в это время ребенок продолжает довольно интенсивно развиваться физически, хотя и медленнее по сравнению с предшествующим годом. Теперь у малыша легче формировать навыки правильного поведения. Он уже может на короткое время сдержать свои действия и желания. Однако надо помнить, что в это время ребенок легко возбуждается и утомляется от однообразных действий.

Развитие речи



На третьем году жизни происходит интенсивное нервно-психическое развитие крохи. Самые заметные изменения в психике ребенка происходят за счет дальнейшего формирования речи. Словарь малыша увеличивается в 3-4 раза по сравнению с предыдущим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно.

Так дети начинают употреблять все части речи: почти исчезают «облегченные» формы слов, а также неправильно произносимые слова. Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет распространенные и сложные предложения. «Волк больше зайчика, он может его съесть», «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым», – сообщает малыш в 2,5 года.

В этом возрасте ребенок задает взрослым массу вопросов: почему? где? когда? зачем?. Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование различных частей речи, появление вопросов и придаточных предложений в активной речи – о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности.

Дети воспринимают предметы, явления окружающей действительности не изолированно, а пытаясь установить между ними прочную взаимосвязь, улавливают их свойства, сравнивают, сопоставляют. Так развивается речь и мышление.

Существенно изменяется и понимание речи окружающих. Ребенку ясен смысл сказанного взрослым о том, что лично его касается, что связано с его переживаниями. С ним можно уже говорить не только о данном моменте, но и о прошлом и в какой-то мере о будущем. Например, о том, куда он пойдет, что будет делать на прогулке, что там произошло вчера: вспомнить какими игрушками украшали елку, что было вчера.

Появляются более сложные обобщения: например, словами игрушки, одежда он объединяет сходные, но разные по своим функциям предметы. В его речи появляются слова обозначающие качества предметов. Например: на вопрос «Что у нас белого цвета?» ребенок отвечает «Снег, мамино платье, мои носочки». Ребенок может понять из рассказа взрослого такие явления, которые он сам не наблюдал. Но для этого нужно, чтобы смысл слов, употребляемых в рассказе, был знаком ребенку по прошлому опыту.

Появляется воспитательное значение речи. Теперь ребенка словом можно предупредить, остановить, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие.

Правильное произнесение звуков на третьем году жизни не закреплено, но автоматизировано. Не все дети в этом возрасте выговаривают «л» и «р», шипящие звуки. Но недостатки в произношении и грамматике на мешают малышу замечать ошибки других детей и поправлять их. Это объясняется тем, что слуховое восприятие звуков у ребенка более совершенно, чем речедвигательные умения. Взрослые, занимаясь с детьми, не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из главных условий для формирования у детей правильного произношения.

На протяжении третьего года ребенок овладевает разнообразными представлениями и понятиями об окружающем. Он знает свойства и специфическое назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе: не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов, ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях. (Самолет летит высоко. Когда будет темно, пора идти спать.) У него формируются начальные представления о количестве ( много-мало, больше-меньше, один).

Представления и понятия детей этого возраста пока еще не совершенны и поэтому не редки неправильные заключения : ветер дует, потому что деревья качаются.

Сенсорное развитие


Важным средством сенсорного и общего развития малыша являются наблюдения. Наблюдая, ребенок в естественных условиях может познакомиться со свойствами предметов, их формой, величиной, цветом. Однако, определять их самостоятельно малыш еще не может. Он научился пока только смотреть, но не видеть, слушать, но не слышать. Поэтому его надо учить выделять свойства предметов. Если ребенок за чем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом главное, существенное, ответить на многочисленные вопросы, которые он задает в это время. Но, если он их не задает, надо побуждать малыша к этому, создавать соответствующие ситуации.

Деятельность ребенка на третьем году жизни становится сложной и разнообразной: предметная деятельность ( занятия с пирамидками, матрешками, мозаиками), сюжетные игры ( игры с кулами), наблюдение, рассматривание картинок, книг, элементы трудовой деятельности ( самостоятельная еда, одевание, уборка игрушек), игры со строительными материалами, лепка и рисование. Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша.

Особое место среди занятий ребёнка занимают сюжетные игры. По своему характеру они становятся все более сложными по сравнению с игрой ребенка до двух лет. Играя, ребенок отображает уже многие действия окружающих ( ходит на работу, готовит обед, ухаживает за больным, работает на компьютере). При этом он отражает не только последовательность и взаимосвязь действий, но и социальные отношения. Например, ласково обращается с куклой или сердится на нее, наказывает, делает замечания.

Появляются элементы ролевой игры. Новым в развитии деятельности ребенка третьего года жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее определяет цель: Я буду строить дом, я буду лечить куклу и т.д., то есть в деятельности детей этого возраста появляются элементы планирования.

В этом возрасте крохи очень любят заниматься со строительным материалом. Они самостоятельно могут выполнять уже достаточно сложные постройки, например, гараж, дорогу к нему, забор и играть с ними.

Малыш начинает овладевать новым видом деятельности – рисованием и лепкой. Это, конечно, не касается тех детей, с которыми мамы начинают рисовать гораздо раньше. Но все же по своим возможностям рисование приходит к ребенку после двух лет. Ребенок понимает, что при помощи пальчиковых красок или пластилина можно что-то изобразить, и уже к концу года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит колечки, лепешки, палочки. Тут важна направляющая и преободряющая помощь взрослых.

Характерно для детей этого возраста и проявление эстетических чувств, на развитие которых надо обращать особое внимание. Малыши с явным удовольствием слушают музыку, пение. Они еще и еще раз просят повторить знакомое стихотворение, сказку, а слушая, следят не только за сюжетом, но и за музыкальным сопровождением. Ребенок с удовольствием рассмотрит красивую картину, замечает красоту в природе, обстановке, одежде.

Ребенку становится доступно и понимание комического: он с интересом наблюдает за действиями забавных персонажей в мультфилдьмах.

Изменяются и поводы для эмоциональных переживаний: ребенок радуется сделанной постройке, очень доволен, если помог взрослому, сердится, когда ему мешают играть.

Рекомендуем:


«Смышлёный слоник»

Это настоящий учитель для Вашего ребёнка. Он поможет малышу с легкость выучить буквы, слова, счёт, цвета, формы и даже хорошие манеры!

На боку слоника расположен экран, на котором показываются все его друзья. А бабочка в верхней части слона научит ребенка считать до 10. Игрушка развивает мелкую моторику, ведь здесь нужно крутить, вертеть и нажимать разные детали. Слоник говорит по-русски, а продается в удобной открытой упаковке,  которая позволит еще до покупки провести тест-драйв игрушки.
Вернуться назад

Читайте также

Основные навыки ребенка в первый год жизни: развиваем в играх

В первый год жизни малышу и его родителям предстоит серьезная работа – сформировать набор основных навыков,...
Читать далее

Основные этапы развития ребёнка от 3 до 5 лет

Развитие ребенка после  трех лет это важный этап в становлении личности. Насколько мы – взрослые, готовы...
Читать далее

Особенности развития ребёнка от 1 года до 2 лет

Малышу – второй год. В этом возрасте формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться...
Читать далее