Обучение через игру: эффективные методы подготовки к школе

Обучение через игру: эффективные методы подготовки к школе
Галина Веселова, учитель начальных классов гуманитарного лицея города Пскова, победитель конкурса лучших учителей РФ рассказывает, как превратить процесс подготовки к школе в захватывающую игру и через неё обучить ребёнка всему необходимому, а так же о том, почему нельзя отдавать в школу раньше времени.


– Галина, как поступить, если ребёнок не хочет готовиться к школе?

– В таком случае родителям необходимо изменить подход к обучению. Главное в жизни ребёнка-дошкольника – это игра, именно через неё он познаёт мир, пополняет свой словарный запас и просто таким образом приобретает жизненный опыт. Занятия в игровой форме не только интересны ребёнку, но и гораздо лучше доносят материал. Через игру дети развиваются, получают новые знания. Обучение до школы, всё-таки, отнимает очень много сил и времени, и иногда родители лишают ребёнка главного, чем он должен заниматься в этом возрасте – игры, навязывая скучные уроки.

2004-09-22-168_ГГ.jpg2004-09-22-168_ГГ.jpg – Что ещё не стоит делать,  занимаясь с дошкольником? 
 

– Часто родители с раннего возраста пытаются вложить в  ребёнка различные энциклопедические знания, научить его считать до ста и далее, знакомят с частями света, материками – тем, что ребёнку в этом возрасте знать ещё не обязательно. Это грубая ошибка, которая приводит к тому, что детям в дальнейшем бывает очень трудно учиться.

Также нельзя забывать, как я уже сказала выше, что главное для ребёнка этого возраста – игра, поэтому все задания, которые ему предлагаются, должны иметь занимательный характер и быть доступны возрасту. Взрослые иногда просто превращают подготовку к школе в учебное занятие, что, конечно, тяготит ребёнка и не приближает, а отдаляет его от желания учиться.

– Были ли в вашей практике случаи серьёзных ошибок родителей? И к чему они привели?


– Конечно, за годы работы были разные случаи. В прошлом выпуске у меня был ребёнок, которому при поступлении не было и семи лет. Мы долго убеждали родителей, что физически он не готов к школе. Урок – это, всё-таки, сорок минут, которые нужно работать. Не был мальчик готов и морально, и по знаниям, но родители сказали, что он у них считает до ста, легко работает с компьютером, много знает по географии, по истории и всё что необходимо. Мы так и не смогли убедить их.

В школе ребёнок столкнулся с трудностями, потому что совершенно не умел общаться со сверстниками, слушать других – он всех перебивал. Также на уроке ему было неинтересно, потому что то, что делали дети, он не мог выполнять, был неусидчив, не умел писать, вырезать предметы, мелкая моторика была плохо развита. Другими словами, именно то, что нужно подготовить к школе, что должен знать ребёнок уже 6-7 лет, он не знал и не умел. Его обучили не тому, и не поверили учителям, когда мы говорили, что нужно готовиться дальше.


– А что же тогда нужно развивать в ребёнке к школе?

– Ну, прежде всего, я хочу сказать родителям, у которых в скором времени дети пойдут в школу, что занятия дошкольника не должны быть принудительными, у него должна быть мотивация. Что такое мотивация ребёнка? Это желание узнавать новое, учиться, и для этого в первую очередь необходимо заинтересовывать детей. А как мы можем заинтересовать ребёнка 5-6 лет? Для этого лучше всего предлагать ему интересные занятия.

Во-вторых, необходимо уделить должное внимание развитию мелкой моторики рук. Родители часто забывают об этом, но уже известно, что чем лучше у ребёнка развита мелкая моторика, тем выше уровень его развития в целом. И если плохо работают пальчики, ему трудно будет писать, вырезать, раскрашивать, делать всё то, что необходимо именно в начальной школе, особенно в первый год обучения.

Также важна физическая готовность. Перед нами ребёнок-дошкольник, а не взрослый ученик, которого можно сильно нагружать. Поэтому необходимо проверить его здоровье, потом он должен знать правила поведения, соблюдать гигиенические нормы. Также ребёнок должен уметь правильно сидеть, этому тоже нужно учить, чтобы не уставала спина, руки. Соответственно, занятия нельзя делать продолжительными, ведь в таком случае ребёнок переутомляется и теряет интерес. При выборе упражнений помочь родителям может и знание того, что,  прежде всего, у детей в этом возрасте доминирует именно наглядное восприятие.

Ещё хочу обратить внимание на то, что новые программы рассчитаны на читающих детей. Не надо бегло, пусть просто читают по слогам, при этом я бы посоветовала, чтобы этому обучали специалисты. Потому что родители часто неправильно развивают данный навык, например, учат буквам «эм», «эн», а нужно произносить «н», «м» – звуками. Потому что так ребёнку будет легче научиться читать, он не будет путаться. Если счёт, устную речь, расширение кругозора, словарного запаса, могут развивать родители, то для обучения чтению лучше обратиться к специалисту или, как минимум, проконсультироваться у него.


– Как развитие необходимых навыков можно превратить в игру?


– Во-первых, если вы видите, что ребёнок в плохом настроении или, может быть, ему нездоровится, ни в коем случае нельзя заставлять. Детей необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, доступные возрасту.


Кроме того, сейчас существует много раскрасок для детей. Очень замечательно учить ребёнка правильно раскрашивать, не выходить за контуры, это необходимо для формирования пространственного представления. Если у детей есть любимые зверюшки, у девочек куколки, у мальчишек машинки, покупайте им именно такие раскраски, чтобы процесс игры-занятия был ещё интереснее.

Очень важна смена деятельности: нельзя долго заниматься одним, нужно обязательно переключаться. Если вы сейчас читали, то затем дайте ребёнку свободу, чтобы он поиграл в игру, в которую ему хочется. Если необходимо с ним ещё позаниматься, значит нужно плавно перейти от этой игры. Например, он играет с машинкой, пусть теперь на ней подъедет к родителям, и вы предложите перевести кубики, но в то же время, складывая их, можете тут же с ним поиграть, посчитать: «Возьми первый кубик, второй, третий». Если они разного цвета, то можно поработать над знанием цветов: «Возьми сначала красные кубики, перевези, теперь синие».

Таким образом, развлечение плавно переходит в занятие, но только для взрослого, для ребёнка игра продолжается. Даже в шесть лет мы говорим как: «Ты любишь играть? И я люблю. А загадки ты любишь? И я тоже. Давай вместе проиграем!»

– Приведите, пожалуйста, еще какие-нибудь примеры занятий-игр.

– Например, вчера вечером вы укладывали ребёнка спать и прочли ему книгу «Колобок». Сегодня говорите: «Вспомни, какую сказку мы читали вчера. А давай-ка мы вылепим из пластилина этого Колобка! Помнишь, как он выглядел? – Да. – Какой он был? – Гладенький, кругленький. – Итак, это круглый Колобок, а посмотри, он большой или маленький? – Он маленький, значит, предметы могут быть маленькие и большие».

Если ребёнок сам называет понятия, хорошо, но при необходимости проговаривайте их вместе с ним. Теперь нужна смена деятельности: «Давай-ка с тобой Колобку покажем, что у нас в доме ещё есть круглое, найдём такие предметы: яблочко, мячик». Походите, поищите предметы по дому, это обеспечит смену деятельности. Тут же можно, используя колобка, вспомнить: «Кого первого он встретил? – Зайчика. – Хорошо, давай-ка вылепим с тобой зайчика. Теперь сосчитаем, сколько сказочных героев мы сегодня с тобой вылепили. Колобок – один». Тут же положили карточку, на которой изображено число один, и ребёнок учится соотносить количество предметов с цифрой.


Часто когда родители учат считать детей, малыши запоминают механически, не соотнося эти понятия. В результате получается так, что ребёнок считает и до пятнадцати, и до ста, но он даже не представляет количество предметов, которое называет, что, конечно же, только вредит, но ни в коем случае не помогает ребёнку в обучении.

Итак, посчитали Колобка, продолжаете: «Встретился ему, зайчик, значит, стало уже два героя». Положили карточку с цифрой два. Теперь, когда вы выполнили это задание, можно, если ребёнок постарше, составлять с ним предложения про сказочных героев: «Колобок катится. Смотри-ка, мы с тобой составили предложение. Давай сосчитаем, сколько в нём слов, теперь найдём подходящее число». Ребёнок выбирает карточку с числом два. И в таком ключе выстраиваете занятие в дальнейшем.

– Галина, в каком возрасте лучше всего начинать готовить ребёнка к школе?


– Я бы сказала, что этот процесс начинается с пелёнок, потому что если мы сравним подготовку к школе и строительство дома, то первые три года жизни ребёнка закладывается фундамент. Всё, что мы сможем дать малышу, будет помогать ему учиться в дальнейшем. Здесь я хочу обратить внимание на то, что сейчас очень много тетрадок на печатной основе, но не надо брать трехлетним детям те, на которых написано «с 6 лет». Некоторые родители считают, что так ребёнок научится большему, но забывают, знания должны соответствовать возрасту, потому что перегрузки ни к чему хорошему не ведут.

Если при подготовке к школе будут присутствовать игровые моменты, то у ребёнка выработается мотивация, желание учиться, узнавать что-то новое. И вылепив сегодня двух героев и поиграв с ним, скажите: «Завтра мы вылепим следующего, кто там появился – волка». Так ребёнок будет ждать завтрашний день, потому что тогда игра продолжится, а для него это очень интересно и познавательно.

Особенно мне хочется напомнить родителям, что если у детей что-то не будет получаться, в том числе уже и в школе, это сигнал к тому, что им требуется помощь взрослых и понимание. Прежде чем что-то требовать от ребёнка, нужно обязательно помочь разобраться. Встречать его всегда нужно с улыбкой и не сравнивать с другими детьми, потому что ваш ребёнок – самый любимый и уникальный.





Беременность
и роды
до 2 лет 2-4 года 5-6 лет 7-9 лет 10-12 лет от 12 лет
Регистрация