Назад ко всем статьям

О чем говорят вредные привычки

Заводя разговор о дурных детских привычках, мы обычно подразумеваем, что они наносят вред ребёнку. Однако мешают они в большей степени взрослым, а для детей выполняют некоторые полезные функции: например, помогают справиться с волнением или привлечь внимание взрослого к какой-то проблеме. Как бороться с детскими привычками и когда этого делать не стоит?

В мире детских привычек

Если мы захотим перечислить все вредные привычки детей, это занятие займёт ни один час. Мы не можем позволить себе такую роскошь, поэтому разделим их на две большие группы.

1. Навязчивые действия. К этому типу относятся такие неэстетичные ритуалы как сосание пальцев, обгрызание заусенцев и ногтей, ковыряние в носу, накручивание волос, покашливание и «шмыгание» носом на фоне полного здоровья. Некоторые дети склонны к более радикальным действиям и могут выдёргивать волосы на голове или на бровях, ковырять ранки или расчёсывать кожу до крови. На такое поведение ребёнка толкает чувство беспокойства. Находясь в состоянии напряжения и не имея возможности справиться с ним, малыш прибегает к самым доступным способам успокоения. Ведь далеко не всегда можно прижаться к маме или услышать от кого-то слова поддержки, а рот или нос – вот они! Можно спрятать туда пальцы, как в норку. После выполнения навязчивого действия ребёнок испытывает временное облегчение, поэтому оно очень быстро закрепляется.

Вредная привычка – своеобразный островок стабильности в непредсказуемом мире. Родители могут ругаться, сверстники – дразниться, но стоит начать сосать палец, как происходящее вокруг отходит на второй план, и ребёнок погружается в знакомые ощущения. Нервное напряжение может возникать по разным причинам: из-за эмоциональной холодности или давления взрослых, повышенной утомляемости, возбудимости из-за несоблюдения режима дня. Если родители стремятся устранить лишь внешние проявления дурной привычки, не пытаясь разобраться в переживаниях ребёнка, то ей на смену приходит другой ритуал. Необходимо помочь сыну или дочери найти другой источник положительных эмоций. Подробнее о том, как это сделать, вы прочтете далее в этой статье.

2. Стереотипные реакции. К данной категории можно отнести устоявшиеся способы поведения. Допустим, при разговоре со взрослыми малыш неизменно прячется за мамину спину, во время еды скатывает шарики из хлеба, постоянно перебивает бабушку на полуслове. Родители часто полагают, что подобное поведение - проявление детской вредности и невоспитанности, однако далеко не всегда это так. Ребёнок может знать, что так себя вести нехорошо, но при этом быть неспособным выполнить требования взрослых. Например, он не может проявлять дружелюбие и интерес к человеку, который вызывает у него настороженность, а стоять перед ним столбом, не прячась за спину мамы, как-то глупо. Вот ребёнок и возвращается к привычному способу поведения. Как только ему будет предоставлена достойная альтернатива в виде более удачной манеры поведения, он сможет отказаться от вредной привычки. Например, если мама отрепетирует дома с ребёнком несколько типичных диалогов, которые могут вести с ним её знакомые, он сможет потом применить свои знания.

Среди наиболее частых причин «неправильных» стереотипных реакций – завышенные требования взрослых. Так, родители могут не учитывать возрастных особенностей внимания, памяти и мышления ребёнка. Настаивая на том, чтобы четырёхлетка всегда клал вещи на место, взрослые получают кучу малу из игрушек на полке, которая вот-вот рухнет под их тяжестью. Или, например, бабушка ожидает, что младший школьник будет тихо ждать, пока она наговорится с соседкой, и не предлагает ему никакого занятия, чтобы он мог скоротать время.

Некоторые привычки в питании часто формируются также благодаря слишком высоким требованиям взрослых. Так, скатывание хлеба в шарики или изготовление из него «пистолетиков» провоцируются скукой за обеденным столом. Допустим, ребёнку не нравится какое-либо блюдо или он недостаточно голоден, а от него требуют, чтобы на тарелке ничего не осталось. Подбадривания родителей, обещание интересного занятия после еды позволят уменьшить частоту проявлений вредной привычки.

Другая распространённая причина – неумение ребёнка быстро ориентироваться в новой ситуации. Если в прошлый раз он смог уговорить папу купить вертолёт, пустив слезу, почему бы не воспользоваться этим способом снова и снова? Даже видя раздражение отца, малыш продолжает наращивать громкость своих рулад, полагая, что их убедительная сила также увеличится. Ребёнок не учитывает папиного эмоционального состояния и из-за этого не старается выбрать другой способ поведения. Как правило, неумение ориентироваться в незнакомых ситуациях проявляется в виде демонстрации самых примитивных эмоций с помощью плача, замахивания кулаком, нахмуренного лица. Не имея возможности сразу понять, что происходит, малыш на всякий случай занимает оборонительную позицию.

Тайные знаки

Поскольку вредные привычки сигнализируют нам о психологическом состоянии ребёнка, важно научиться обращать внимание на то, что предшествует их очередным проявлениям. С этой целью можно попробовать вести своеобразный дневник, где будет зафиксировано:

- время дня, в которое была замечена привычка;

- продолжительность «симптомов»;

- события, которые ей предшествовали;

- условия, при которых её проявления прекратились самостоятельно.

С помощью такого дневника родитель сможет установить конкретную причину появления вредной привычки именно у своего ребёнка. Ведь миллионы детей во всём мире ковыряют в носу, но одни это делают, потому что чувствуют физический дискомфорт из-за невозможности высморкаться, другие копируют поведение кого-то из сверстников, а третьи просто по природе своей слишком активны и в прямом смысле слова не знают, куда девать руки.

Кроме лучшего понимания причин поведения ребёнка, сам родитель благодаря дневнику сможет лучше следить за собственным поведением. Например, можно заметить, что малыш чаще всего кусает губы, когда взрослый делает ему замечания, и тем самым как бы сдерживает желание высказаться и защитить себя. В этой ситуации родитель придёт к выводу, что необходимо изменить форму, в которой он привык предъявлять претензии.

Как избавиться от вредных привычек?

Если уж бороться с вредными привычками, то не с их внешними проявлениями, а с причинами, которые были выявлены взрослым в процессе наблюдения. Согласитесь, что бесполезно мазать ногти горчицей, если ребёнок ищет способ успокоиться. Он просто поменяет одну вредную привычку на другую. Стоит ли спрашивать самого ребёнка о его привычках? Не приведёт ли акцентирование внимания на них к усугублению «симптомов»? Если ребёнку больше 5 лет, то он уже вполне способен следить (пусть и недолго!) за своим поведением и обсуждать то, что его волнует. Поэтому разговоры с родителями в доброжелательной форме помогут сыну или дочери лучше контролировать себя. Что касается малышей, то с ними можно обойтись без лишних рассуждений и сразу перейти к действиям.

Выражаем поддержку. Старайтесь внимательнее относиться к тем ситуациям, когда ребёнок волнуется или переживает. Участливый взгляд, осторожный вопрос – всё это подтолкнёт малыша к тому, чтобы вытащить палец изо рта и поделиться своими эмоциями. Постепенно он будет стремиться к подобным обсуждениям и вредная привычка станет проявляться всё реже и реже. Постарайтесь оградить ребёнка от семейных конфликтов, скорректируйте планку требований к нему и режим дня.

Развлекаем. Очень часто мелкие суетливые движения появляются у детей, которым не хватает физической активности. Не запрещайте ребёнку прыгать, бегать, шалить и помогите выбрать занятие по душе. Игра на музыкальных инструментах, вышивание, бисероплетение, конструирование надолго займут руки ребёнка. Сидение перед телевизором или компьютером, наоборот, провоцирует детей на то, чтобы что-нибудь ковырять или кусать.

Для непосед также подойдёт специальная «жвачка для рук» или резиновый «бублик», который можно сжимать, тренируя мышцы кисти.

Переключаем. Если дурная привычка является следствием копирования чужого поведения, необходимо переключить внимание ребёнка на более достойные примеры для подражания. Расскажите ему историю из жизни или сказку, немного исказив сюжет. Например, поведайте дочке о том, что прекрасный принц передумал целовать Спящую красавицу, увидев кровавые корочки на её губах. Рисуйте вместе с ребёнком любимых персонажей, подчёркивая, какие у них аккуратные ногти, чистые носы, ровные завязки на плаще и т.д. Это занятие будет способствовать идентификации малыша с изображёнными героями.

Обучаем. Чтобы избавиться от любых вредных привычек, необходимо научить ребёнка достигать душевного равновесия «законными» способами. Прежде всего, научите сына или дочь жестикулировать во время разговора. Выразительные движения руками избавят его от скованности и волнения. Чаще обсуждайте различные неловкие ситуации и возможные выходы из них. Подробно опишите ребёнку, что следует делать, если ему скучно лежать во время тихого часа. Допустим, он может считать листья на дереве за окном, представлять, какой рисунок можно было бы нарисовать на потолке, или придумывать игру, в которую он будет играть на прогулке.

Поощряем. Предложите ребёнку вместе бороться с его вредной привычкой. Обсудите приз, который он хотел бы получить в случае победы над ней. В его роли совсем не обязательно должны выступать какие-то материальные предметы. Это может быть поход в парк, совместное катание на роликах или поездка в гости к приятелю. Заметив даже небольшие успехи в контроле за самим собой, не скупитесь на похвалу. Чтобы малыш чувствовал продвижение в борьбе с вредной привычкой, можно нарисовать календарь, в котором будет отмечено, сколько раз он попросил вас отрезать мешающие заусенцы вместо того, чтобы ковырять их, или переключился на полезное занятие, пока вы говорите по телефону. Старайтесь поощрять достигнутые промежуточные результаты, чтобы ребёнок чувствовал своё продвижение к победе и стремился к ней.

Следует отдельно отметить ситуации, в которых не стоит бороться с вредными привычками. Ведь стремиться сделать своего ребёнка идеальным – непосильная и бесполезная задача. У каждого из нас есть свои слабости и недостатки, и, как правило, к ним мы относимся более снисходительно, чем к детским «изъянам». Если привычка не вредит здоровью, имиджу ребёнка среди сверстников, а обладает некоторыми полезными функциями, не стоит лишать сына или дочь права на индивидуальные способы реагирования. Допустим, если ребёнок покусывает губы или сосёт кончик карандаша, пытаясь сосредоточиться на уроке, лучше отнестись к этому с пониманием. Представьте, что вам запретят держать руль автомобиля так, как вы привыкли, поскольку угол между руками составляет больше положенных 180 градусов, - далеко ли вы уедете?

Какой бы ни была вредная привычка, следует воспринимать её как признак того, что ребёнок находится в затруднительной ситуации. А значит, главная задача родителя – не отругать, а помочь, не наказать – а показать и поделиться полезным опытом.

текст: Мария Баулина