Назад ко всем статьям

Любовь и учеба - как совместить?

Школьная любовь – это не только позитивные эмоции (а иногда и негативные, если любовь неразделенная), но и зачастую проблемы с учебой. Полностью поглощая мысли ребёнка, влюблённость не оставляет возможностей для решения других проблем. Как совместить любовь и учебу и сделать так, чтобы ни в одной из этих сфер не было проблем? А, может, ничего совмещать не стоит и нужно остановиться на чём-то одном? В пользу чего тогда должен быть сделан этот выбор?

Учиться и ещё раз учиться?

Первые школьные влюблённости – это школа жизни, уроки взаимоотношений с противоположным полом. Если их игнорировать, то есть риск того, что ребёнок вырастет эрудированным, но не слишком хорошо адаптированным в социуме человеком. Опыт многих поколений показывает, что несчастных людей из-за проблем в личной жизни – более, чем достаточно, в то время как людей, считающих себя несчастными из-за недостатка образования, – единицы.

Образование – дело наживное, его можно получить в любой момент. Было бы желание, старание и мотивация! Согласитесь, что реализованных в профессии людей неисчислимо больше, чем счастливых в браке. Возможно, так происходит потому, что продвижение по карьерной лестнице зависит, прежде всего, от самого человека. Что касается любви, то это дело двоих, и поддерживать гармоничные отношения в течение долгого времени – большое искусство. Ребёнку необходимо научиться понимать логику людей противоположного пола. Требуя от школьника, чтобы он выкинул любовь из головы и думал только об учёбе, мы тем самым лишаем его возможности получать ценный опыт взаимоотношений, который можно получить только путём собственных проб и ошибок.

Первые любовные переживания – это ещё и опыт самопознания, а также навыки самоанализа. Прислушиваясь к новым ощущениям, осознавая привязанность к объекту своей симпатии, школьник учится отличать её от дружбы и поверхностных приятельских отношений. Будьте внимательны к вопросам ребёнка, и особенно к их формулировкам. Например, сын может признаться в том, что любовался на уроке, как солнечный свет играет огоньками в волосах самой красивой девочки в мире. Ваша первая реакция может быть далека от романтизма: «А как же объяснения учителя?!». Однако стоит приложить усилия, чтобы подавить её и оценить способность мальчика ценить красоту противоположного пола.

Постарайтесь быть более отзывчивыми в тот момент, когда ребёнок делится своими переживаниями. Не укоряйте его за плохие оценки, полученные на фоне душевных волнений. Вспомните, сколько взрослых людей всю жизнь мучаются чувством вины, не позволяя себе быть счастливыми! В детстве они не должны были ходить гулять со сверстниками, потому что делали уроки, в юности отказывались от вечеринок, чтобы родители не волновались тёмными вечерами, а в зрелости боятся гнева и ревности подросших детей и отказываются от повторных браков. Пусть ребёнок учится воспринимать влюблённость как стимул к личностному развитию, а не как помеху! Давайте посмотрим, что мы можем для этого сделать на примере со школой.

Как любовь может мешать учёбе? 

Чувства к симпатичному мальчику или девочке нелегко таить в себе. Ребёнок хочет как можно больше общаться с объектом своего обожания и использует для этого все доступные средства. Даже если общение по каким-то причинам невозможно, школьник старается постоянно находиться в поле зрения своей «пассии», что требует недюжинной изобретательности, сосредоточенности и огромных затрат времени. Можно условно выделить три группы помех, негативно отражающихся на учёбе.

1. Коммуникация. Каждое слово, сказанное объектом внимания, наполнено для ребёнка особым смыслом и приносит бурю эмоций. Случайные короткие диалоги потом долго смакуются или анализируются им: почему во время той или иной фразы ОН (или ОНА) посмотрел так, а не иначе, какой двойной смысл в ней заложен. Поэтому школьник использует любой удобный момент для разговоров, обмена записочками или смс-ками. А какие моменты самые удобные? Когда учитель спрашивает других детей или, отвернувшись к доске, что-то объясняет. Не удивительно, что ребёнок становится рассеянным на уроках, - ведь он не успевает следить за ходом занятия и быстро теряет нить объяснений преподавателя. Даже если чувства школьника не взаимны, он ревниво контролирует, с кем общается «объект», или посылает ему томные взгляды.

Выполняя домашние задания, ребёнку также очень трудно сосредоточиться. Он постоянно проверяет телефон на предмет новых звонков и сообщений или вспоминает те моменты, когда ему удалось пообщаться со своей «пассией». Если уж общение продолжилось по телефону, то его может остановить только отключение АТС! Как помочь ребёнку быть более собранным на уроках и во время подготовки домашних заданий?

- Честно скажите школьнику, что заметили перемены в его отношении к учёбе, и предложите обсудить их. Для детей 9-11 лет внешняя оценка и контроль имеют огромное значение. Регулярно интересуясь, что предпринял ребёнок на том или ином уроке, чтобы меньше отвлекаться, вы тем самым поможете ему лучше следить за собой.

- Расспросите школьника, на каких уроках ему труднее всего сосредоточиться? Все дети по-разному реагируют на то, рядом ли сидит объект любви или, наоборот, находится в отдалении. Помогите ребёнку понять, в каких ситуациях он хуже работает на уроке: когда вынужден вертеться по сторонам, чтобы поймать взгляд своей «пассии», или когда сидит с ней за одной партой и отвлекается на разговоры. Затем вы сможете принять общее решение о том, не стоит ли попросить учителя пересадить его на «безопасное» место.
 
- Посоветуйте ребёнку, как перенести большую часть общения с урока на перемену. Допустим, вы можете предложить несколько игр, в которые можно играть как вдвоём, так и в компании одноклассников. Это может быть как старый, добрый морской бой или «Море волнуется» или современный «сокс» - перекидывание мягкого маленького мячика носком ноги.

- Если ребёнок не может решить задачу и мечтательно смотрит в окно, предложите ему позвонить своей «пассии», чтобы обсудить трудности задания и выполнить его вместе. Пусть совместит полезное с приятным. Кроме того, ребёнок вряд ли захочет ударить в грязь лицом и выглядеть несообразительным. Перед звонком ему придётся ещё раз полистать учебник, чтобы лучше понять объяснения «объекта».

2. Прихорашивание. Желая поразить объект обожания своей красотой, ребёнок много времени проводит перед зеркалом, причёсываясь на разные лады и подбирая одежду вместо того, чтобы делать уроки. По утрам он может опаздывать в школу или забывать необходимые принадлежности ради того, чтобы довести свой внешний вид до совершенства. В подобных случаях лучше дать школьнику пару советов по наведению «марафета», чем нервировать и подгонять.

- Если вы видите, что ребёнок колеблется в принятии решения по поводу одежды, помогите ему сделать выбор. Уверенность в вашем голосе и аргументы в пользу одного из вариантов смогут убедить его.

- Договоритесь со школьником о том, что он будет готовить одежду для следующего дня накануне вечером, но после того, как будут сделаны все уроки. При этом возьмите с ребёнка честное слово, что на утро он не будет менять решения.

- Чаще выражайте своё восхищение внешностью сына или дочери. Чем больше ребёнок уверен в своей привлекательности, тем меньше он тратит душевных сил и времени на размышления о нарядах и причёсках.

3. Сон и аппетит. Как и влюблённые взрослые, школьники могут терять аппетит и сон или, наоборот, «засыпать» и «заедать» стресс, если их чувства безответны. Естественно, находясь не в лучшей физической форме, ребёнок плохо усваивает учебный материал. Вот несколько способов наладить режим ребёнка:

- Расскажите ребёнку о том, что, не выспавшись, он не только будет плохо усваивать объяснения учителя, но и отвечать невпопад на вопросы «кавалера» или «дамы сердца», что может повредить их общению. Кроме того, из-за недостатка сна он будет тратить больше времени на домашние задания, и тем самым сократит время прогулок.

- Если вы видите, что ребёнок перед сном постоянно посматривает на телефон, предложите ему послать смс-ку со словами «Спокойной ночи!» и с чувством выполненного долга отправляться в кровать. Это избавит его от чувства недосказанности.

- Объясните ребёнку, что такое питательные вещества, какие бывают витамины, и как они действуют на состояние внутренних органов и внешнего вида человека. Спросите ребёнка, какой человек более привлекателен: сутулый, с плохими зубами и тусклыми, реденькими волосами или белозубый с густой шевелюрой и прямой осанкой? Скорее всего, школьник выберет второй вариант и постарается обратить больше внимания на полезные продукты.

Как заинтересовать ребёнка учёбой?

Прежде всего, постарайтесь продемонстрировать ребёнку на нескольких примерах, как хорошая учёба может помочь ему в личных отношениях.

Литература и история. Эти предметы могут дать важную информацию о любовном опыте других людей. Мы можем учиться на их ошибках и, таким образом, избежать некоторых неприятных ситуаций. Обсуждая с ребёнком мотивы поведения тех или иных персонажей и проводя параллели между их и его жизнями, вы сможете стимулировать его интерес к чтению и анализу пройденного.

Математика. Скажите школьнику, что знание математики пригодится ребёнку для самых разных повседневных ситуаций. Например, для того, чтобы правильно подсчитать количество дней, оставшихся до дня рождения его «пассии», или вовремя обнаружить ошибку в столовой при покупке пирожков для романтического завтрака вдвоём.

Окружающий мир. Знание законов природы и принципов работы организма позволит выбрать оптимальную погоду и одежду для прогулки, собрать букетик цветов, который сможет долго простоять в вазе или побольше рассказать объекту своей любви о породах собак, которыми он интересуется.

Музыка и ИЗО. Умение петь и рисовать позволяет любому ребёнку привлечь к себе интерес сверстников. Допустив, выяснив у «кавалера», какие модели машин ему нравятся, и нарисовав их для него, можно мгновенно покорить его сердце. Русский и иностранный язык. Вряд ли ребёнок станет опровергать тот факт, что с грамотным и эрудированным человеком гораздо интереснее общаться, чем с необразованным. Приведите в пример ситуации из собственного детства, когда вам было скучно разговаривать с недалёким одноклассником или одноклассницей и какого мнения вы были о нём после беседы.

Физкультура. Что толку переживать из-за неидеальной фигуры или отсутствия мышц, если пренебрегать физическими упражнениями? Объясните ребёнку, что выкладываясь на уроках физкультуры, он довольно быстро приведёт себя в прекрасную форму.

Как бы ни было трудно найти баланс между любовью и учёбой, постарайтесь донести до школьника мысль о том, что ему всю жизнь придётся делать подобный выбор. Семья или стажировка в другом городе? Рождение ребёнка или защита диссертации? Помогите ему расставить приоритеты таким образом, чтобы потом ему не было стыдно за свой выбор.

Текст: Мария Баулина