Личный опыт: организация развивающих занятий с детьми дома

Личный опыт: организация развивающих занятий с детьми дома
Тема развивающих занятий в последние годы набирает все больше популярности: мало какой родитель оказывается в стороне, когда вокруг любой детский центр предлагает занятия с чуть ли не с рождения. Волей-неволей приходится задумываться, не упускаешь ли ты что-либо главное, не обделяешь ли свою кровинушку и не пора ли куда-то бежать, к этим волшебным тетушкам, способным научить ребенка всему еще до его первого дня рождения…

Шутки шутками, но вспоминается крылатая фраза Ленина: "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя". Конечно, везде, где есть давление, есть и сопротивление, поэтому зачастую родители делятся на два лагеря: одни гонятся за новыми тенденциями в области образования, другие - ни о чем не задумываются, перекладывая развитие собственных детей на "специально обученных людей", вспоминая свое советское детство, образование в котором начиналось не ранее 7-ми лет.

Ситуация осложняется отсутствием единых и понятных требований и программ в области образования.

В этих условиях я решила занять позицию "золотой середины": не гнаться за результатами, но и не откладывать в долгий ящик "до школы", не перекладывать развивающие занятия на других.

Надо сказать, что подобная деятельность стала для нас с детьми не только "развитием", но и способом взаимодействия: к сожалению, я уже разучилась фантазировать и играть с детьми в куклы/конструкторы и придумывать сказки. Поэтому совместное выполнение заданий, заранее заданные темы для обсуждения облегчают мне организацию общего досуга.

Когда старшей дочери было около двух лет, я случайно узнала от знакомой мамы с педагогическим образованием о том, что она занимается с детьми каждый день по определенной системе: показывает карточки, использует дидактический материал, и попросила ее выслать расписание ее занятий. Но ознакомившись с ним, я поняла, что нам оно не подходит: во-первых, я многого не понимала, т.к. специализированного образования у меня не было. Во-вторых, и материалов таких в нашем доступе также не имелось.

Так что я достала все, что могло так или иначе служить "развитию" ребенка и решила составить собственное расписание, руководствуясь предпочтениями моей дочки.

Единственное, что я к тому моменту знала точно: ребенку до школы достаточно 2-х уроков по 15 минут в день.

Далее я составила примерный список "уроков":

• математика (знакомство с цифрами и элементарным счетом);
• грамота (знакомство с алфавитом);
• музыка (детские песни);
• окружающий мир (общие представления о временах года, о растениях и явлениях природы, а также о свойствах предметов вокруг);
• развитие памяти, внимания, воображения (паззлы, кубики, сборные картинки, развивающие рамки);
• рисование (красками, карандашами, водой в специальных раскрасках), лепка, мягкий конструктор (развитие мелкой моторики), наклейки.

Все эти занятия я распределила на 6 дней по 2 занятия, стараясь, чтобы каждый день было 1 занятие на "интеллектуальное развитие", а второе – творческое (например, математика и рисование, грамота и кубики). Лично меня наличие расписания внутренне успокаивает и организует.

Для начала я использовала самые простые книги, например, по математике – картонные книжки со стихами про цифры. В дальнейшем мне очень понравились учебные пособия Земцовой, которые были интересны дочери и удобно составлены по возрастным группам. Вообще, я не ограничилась одним автором, мне было интересно сравнить задания в разных тетрадях, так что мы попробовали серию развивающих книг с наклейками, тетради Бортниковой и Колесниковой, Школу малышей, Логопедические тетради, Тестовые тетради для детей, Папки дошкольника. Все это было интересно, но само по себе несколько однотипно, так что мы стали совмещать: какие-то задания брать из одних пособий, какие-то из других. Дочери также понравилось менять цветные иллюстрированные тетради с наклейками на простые черно-белые и обратно.

В процессе поиска новых пособий я наткнулась на интересные дидактические игры ("На каждую загадку – четыре отгадки", "Герои русских сказок", "Животные и их детеныши" - все заказывала здесь), а также на компьютерные обучающие с домовенком "Бу" ("Учимся считать", "Мир животных" и др.).


Кроме того, знакомые посоветовали хороший игровой развивающий сайт, который мне нравится тем, что позволяет ребенку получить основные навыки работы на компьютере, но вместе с тем, не увлекает его в игровой мир и не вызывает зависимости, а служит хорошим подспорьем в развитии.

Таким образом, занимаясь каждый день по чуть-чуть, мы с дочкой обе получаем удовольствие, интересно занимаем время (что особенно актуально нашей длинной зимой) и решаем актуальную задачу своевременного развития. Кроме того, я научилась "чувствовать" своего ребенка: я знаю, какие именно задания она больше любит, какие делать на станет (например, долго и муторно раскрашивать банально простую картинку), т.е. у нас, что называется, индивидуальный подход (и это хорошо видно, когда с ребенком садится заниматься кто-то другой). А еще меня "греет" мысль о том, что нам удалось избежать ранней школы, - ведь занятия в центрах часто проходят "за партой", а как она еще успеет надоесть детям за школьные годы!

Но самое главное, что я поняла, - это то, что время "занятий" - НАШЕ время! Теперь моя девочка часто говорит: "Мама, давай позанимаемся!", и обязательно напоминает мне, если мы несколько дней забываем про наши уроки. Сейчас к этому процессу подключается и младшая дочь. Она с большим воодушевлением говорит: "Мама, я тоже буду заниматься". Попробуйте и вы: возможно, эта деятельность подарит вам новые впечатления, раскроет иные способности ваших детей и в чем-то сделает вас ближе.






Беременность
и роды
до 2 лет 2-4 года 5-6 лет 7-9 лет 10-12 лет от 12 лет
Регистрация