Как научить детей мыслить абстрактно

Как научить детей мыслить абстрактно
Дети – прирожденные мыслители. Ученые утверждают, что годовалые малыши уже могут делать простейшие обобщения. Но исследования показывают, что на этом пути юному сознанию трудно перейти от ярких впечатлений к абстрактным представлениям, не имеющих прямых аналогов в окружающем мире. Специалисты советуют не форсировать события, а сделать этот переход максимально интересным и креативным.


Помогите детям создавать концепции

развивать абстрактное мышление можно уже с самого раннего детства.jpgразвивать абстрактное мышление можно уже с самого раннего детства.jpg
Ю Специалисты крупнейшего в мире издателя педагогической литературы, корпорации Scholastic, считают, что обучение азам абстрактного мышления нужно начинать как можно раньше. Чтобы понять абстрактное понятие, ваш ребёнок должен уметь отделить от материального объекта его нематериальную «идею». Например, малыш может сказать после прочтения «Щедрого дерева» – «Эта книга о заносчивости», отделяя тем самым идею притчи от реальной книжки с картинками. Любое серьезное обучение нуждается в абстрактном мышлении. Детям необходимо уметь извлекать  отвлеченные понятия из окружающего мира. Общаясь во время обучения, находя новые обозначения предметов и своих действий, обобщая этот опыт – ваш ребенок учится мыслить абстрактно. Это умение позволяет ему строить теории об окружающей жизни.

 
От чисел – к первым абстракциям

Развитие отвлеченного мышления идет рука об руку с изучением математики. Осваивая операции с числами, дети начинают разбираться в природе теоретических понятий. А считать малыши начинают почти с самого рождения. Уже в возрасте от 8 до 12 месяцев ребенок может отличить большее количество предметов от меньшего множества. Начинается длительный процесс становления теоретического мышления.

Примерно в два года, значимым рубежом развития ребенка становится его умение притворяться, играть с различными значениями. Дети начинают воплощать абстрактные идеи и количества в свои конкретные игры. К примеру, маленький Саша может сказать, «Я буду папой, ты – моей сестрой, а этот камень – нашей собакой». В этой игре ему надо будет выделить себе и «сестре» две воображаемые тарелки, а к ним положить две «выдуманные» ложки. Таким образом, ребенок учится оперировать «вымышленными», абстрактными понятиями в своей игре с реальными объектами.

Понимание слов, обозначающих количество, становится одной из первых абстракций, понимаемой растущим человеком. С их помощью ребенок учится классифицировать множества. Например, трехлетняя Анна кормит свою собаку и видит, что к ней подошел еще один пес. Она кричит маме «У меня теперь две собаки. Дай мне еще кусочек еды для второго песика». Девочка учится использовать абстрактное понятие «два» для обращения с реальными собаками и порциями пищи.

Малыши учатся считать.jpgМалыши учатся считать.jpg
Исследования демонстрируют, что в 3 с половиной года большинство детей могут сравнивать однородные множества разных объектов, например, кучку кубиков и фишек. В возрасте 4-4,5 лет малыши уже спокойно сопоставляют «смешанные» количества, состоящие из разных вещей. То есть дети начинают воспринимать абстракцию «сколько», независимо от ее материального наполнения.


Постижение форм

Понятие «форма» – еще один этап понимания мира с помощью абстрактных категорий. Оно позволяет визуально обобщать внешние впечатления. Например, ребенок классифицирует предметы как «прямоугольник», потому что они внешне «похожи на дверь». Когда маленький человек способен отрывать «форму» от ее материальной основы, и благодаря этому делить вещи на группы – он начинает оперировать еще одной категорией абстрактного мышления.

Со временем ваш ребенок научится опознавать треугольник в самых разных вариациях внешних восприятий. Он поймёт, как может варьироваться в живой реальности абстрактная форма. Например, объект может быть «длинным и тонким» – и все еще оставаться треугольником. Параллельно ваш малыш начнет осваивать другую мыслительную операцию: «извлечение» из формы ее составных частей. Например, он разглядит в треугольнике три линейки и три угла. Один из исследователей в своей работе с детьми заметил, что эта аналитическая способность дает маленьким мыслителям ощущение власти над миром. Одна девочка заявила «Хотя эта штука – острая и длинная, я назову ее треугольником. Смотрите, я четко вижу три стороны».   



Как стимулировать абстрактное мышление

•    Посчитайте с ребёнком все, что можно. Сколько ступенек на вашем крыльце? Тарелок на кухне? Изюминок в пирожном? Все вещи должны иметь свое «количество».

•    Учите своих детей правилам счета. Например, посчитайте что-либо неправильно, и попросите ребенка вас проверить. Пусть он объяснит, что вы сделали неправильно.

•    Осваивайте окружающее пространство. Прокладывайте маршруты на картах. Гуляя с ребенком, отмечайте все ориентиры вашего прогулочного пути. Пусть потом ребенок воссоздаст маршрут с помощью игрушек. Дети постарше могут попробовать сделать игрушечную модель своей спальни и, в конце концов, начать рисовать простенькие карты. Можно попросить ребенка найти спрятанный предмет с помощью нарисованной вами схемы дома. Дети должны твердо усвоить – абстрактные модели и карты позволяют успешно осваивать реальное пространство.

•    Дайте детям как можно больше возможностей моделировать отвлеченные идеи с помощью знакомых вещей. Используйте все типы конструкторов и просто подручные предметы. Дети часто понимают смысл отвлеченных суждений, но не могут его выразить. Моделирование поможет им это сделать с максимальным удовольствием. Создавайте из готовых, знакомых форм новые вариации.


•    Тренируйте умение решать абстрактные задачи с помощью подручных реальностей. Например, можно использовать блочные конструкторы для материализации арифметического счета и построения моделей геометрических форм. Учите детей решать с помощью кубиков математические задачи и потом обсуждать эти решения.

•    Сортируйте и классифицируйте все, что только возможно. Объясните, что люди могут создавать порядок в мире с помощью мыслительных категорий. Например, сложите отдельными кучками предметы одинаковой формы.

•    Беседуйте с детьми. Разговоры помогут им выразить и понять собственные мысли. Обсуждайте события, которые случились давно или далеко: это научит детей обращаться с нематериальными, но имеющими значение объектами, то есть абстракциями. Попросите их рассказать о прошедшем дне и поделиться планами на будущее. Если они долго пытаются решить какую-то проблему – обдумайте вместе другие пути ее решения. Попытайтесь вместе с ребенком выражать свои мысли разными «языками» – речью, пением, инсценировкой или рисованием.

•    Задавайте очень много вопросов: Почему? Почему «нет»? А что, если…? Они позволят детям лучше разобраться в деталях отвлеченных понятий и посмотреть на вещи с разных точек зрения. Поощряйте детей правильно задавать вопросы: ребенок часто хочет получить новую информацию, но не знает, как это сделать.

Помните, что дети – прирожденные мыслители. Он неустанно размышляют и строят теории об окружающем мире. Например, маленький Виктор изучает птиц. Однажды он увидел бабочку и уверенно заявил: «Птица!». Для этого утверждения он использовал результаты своих предыдущих исследований: все, что умеет летать и размерами больше жучка, является «птицей». И хотя теория Виктора требует корректировки, умение делать обобщения открывает перед юным исследователем прекрасные перспективы. Ведь он уже умеет создавать концепции и находить устойчивый смысл в изменчивом мире!

 
Помогите детям создавать концепции





Беременность
и роды
до 2 лет 2-4 года 5-6 лет 7-9 лет 10-12 лет от 12 лет
Регистрация