Назад ко всем статьям

Игры для детей разного возраста

С этой проблемой, наверняка, сталкивались все родители, у которых разновозрастные дети – во что с ними играть? Для каждого в отдельности еще можно придумать игру, но вот как объединить эти игры вместе? Ведь довольно часто приходится одному папе или маме оставаться с двумя детьми, каждый требует, чтобы с ним поиграли. Вот тут голова и начинает идти кругом… 

Я тоже долгое время мучилась от этого (у моих дочек разница в возрасте 7 лет!), пока не нашла несколько объединяющих игр, которые спасают меня в таких ситуациях. Разница огромная, но кое-что можно найти и для таких разных людей. Естественно, в каждой из них необходимо непосредственное участие взрослого.

Чудо-лилия

Мы купили книжку «Оригами для детей» и начали вместе осваивать это увлекательное занятие. Старшая Настя строит поделки посложнее, мы с Таей - самые простые. Либо мы с малышкой начинаем (делаем самые базовые сгибы), а старшая продолжает мастерить. У нас собралось уже много различных поделок – они стоят на полочке в детской – на эти мы любуемся. Но есть и поделки «с продолжением». Например, мы сделали кучу корабликов и потом пошли вместе запускать их. Или вот совсем недавно устроили цветочную вечеринку. Из бумаги сделали много-много лилий. В центре цветка, если разогнуть побольше лепестки, получается углубление, в которое помещается маленькая свечка. Вечером мы вышли всей семьей во двор и разложили на асфальтовой площадке наши лилии – этим занималась маленькая Тая. Старшей мы доверили самую ответственную работу – она разложила в лилии свечки и зажгла их. А потом мы все взялись за руки и водили вокруг наших цветов-огоньков хоровод.

Комментарий психолога: Любые поделки, тем более «с продолжением», развивают у ребёнка умение представлять себе цель и достигать её, в буквальном смысле слова создавая успех своими руками. При совместном творчестве у детей появляется возможность невольно обмениваться интересными идеями и найденными способами обращения с бумагой, ножницами, пластилином и т. д. Подумайте, как можно простимулировать их взаимовыгодное сотрудничество. Допустим, хваля поделку одного ребёнка, стоит предлагать другому свою помощь для того, чтобы сделать аналогичную.

Пирожковый бум

Наверное, это и игрой то назвать сложно, но в нашей семье это самое объединяющее занятие – мы любим готовить. Особенно хорошо у нас получаются пирожки и разные тортики. Наш строительный материал – тесто (продается в каждом супермаркете). Сначала мы лепили пирожки: я раскатывал пласты, малышка клала начинку, старшая пирожки защипывала. Но это занятие нас надолго не увлекло. Теперь же мы делаем вот что. Я также раскатываю тесто, промазываю противень маслом и дальше мы начинаем творить. Из теста делаем дворец, машину, дерево, кошку… В общем, по ходу придумываем героев нашей истории и сами же эту историю рассказываем: «На высокой горе стоял замок (кто-нибудь делает из теста замок), а перед ним рос большой дуб (делаем тестовое дерево)…» Ну и так далее, насколько хватает фантазии. Потом, перед тем, как поставить нашу пирожковую сказку в духовку, я просто посыпаю все сверху сахаром. Получается очень вкусно даже без начинки! А еще сказка во время выпечки трансформируется. Тесто меняет свою форму и неожиданно замок может превратиться… в карету, а дерево… в осла. И это хороший повод, чтобы придумать вместе новую историю.

Комментарий психолога: Совместное поедание пирожков и всё, что ему предшествует, может объединить людей любого возраста, интересов и политических убеждений. В подобных занятиях ещё очень важен практический момент: дети учатся готовить еду и не воспринимать эту часть домашней работы как нудную обязанность. Пусть сейчас они перемазаны тестом, зато уже совсем скоро на свой день рождения вы получите пирог, который они вместе приготовят, захотев сделать сюрприз!

Как в сказке

Вообще сказки – это наша излюбленная игровая тема. Как правило, мы разыгрываем целые представления, в которых Настена – главный режиссер. За основу берем известную малышу сказку и даем ему главную роль («Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»…). Я и папа на вторых ролях. Старший ребенок говорит, кому и куда встать, что говорить. Потом он громко читает сказку, а нам остается только вжиться в роль и достоверно сыграть. Все действо мы записываем на видеокамеру, а потом смотрим вместе.

Комментарий психолога. В таких играх стоит опасаться деспотизма главного режиссёра и симптомов «звёздной болезни» у исполнителя ведущей роли. Подумайте, как уравновесить вклад детей в спектакль. Например, можно предоставить ребёнку помладше несколько маленьких ролей.

Как мы живем

А это уже не игра в сказку, а инсценировка настоящей жизни. Мы выбираем тему, также понятную для малыша и разыгрываем ее. Например, тема «Больница». У малыша заболел Мишка, и от повел его к доктору (старшему ребенку). Тот осматривает Мишку и выписывает ему лекарства. Малыш идет в аптеку, где мама-провизор продает ему лекарства. Вечером к больному приходит врач, еще раз осматривает больного и рассказывает, как его лечить. Малыш лечит Мишку. Моя задача в этой игре обеспечить необычный поворот сюжета. Детям, и младшей и старшей, очень нравится, когда по дороге что-нибудь происходит. Например, бесшабашный пингвин бросается под колеса «Скорой помощи», на которой везли больного Мишку. И этого пингвина приходится брать с собой в больницу, а потом везти домой выхаживать. При этом, Мишка послушный, а пингвин-капризуля, не хочет принимать лекарства. Малышу приходится его уговаривать. Сюжетов для этой игры огромное количество: «Магазин», «Семья», «Детский сад», «Театр»… Играй, сколько хочешь, все равно во все не переиграешь!

Комментарий психолога: Моделирование жизненных ситуаций в игре – способ, который дети без подсказки взрослого применяют для того, чтобы лучше разобраться в происходящем вокруг них. Если же родитель направляет игру в определённое русло, она превращается в настоящую психотерапевтическую методику. Вспомните недавние неприятности, случившиеся с детьми, и попробуйте «проиграть» их обиды или страхи и тем самым потренироваться в наиболее правильном поведении.

Веселый танец

У нас на магнитофоне записано много веселых мелодий. Мы выбираем одну из них и Настя придумывает танец. Она знает, что движения должны быть максимально простыми, чтобы их могла повторить малышка. Вместе мы разучиваем танец и исполняем его. А недавно и младшая Тая выступила в роли учителя танцев - предложила свой вариант исполнения. Настя великодушно согласилась быть учеником.

Комментарий психолога: В качестве движений для танца можно выбрать имитацию повадок животных. Наблюдение друг за другом, отгадывание зверя или птицы, особенно если это не банальные зайчики и лисички, обычно вызывает у детей бурное веселье. Постарайтесь создать условия для тактильного контакта детей. Предложите им взяться за руки или встать в положение «спина к спине». Такое взаимодействие укрепляет привязанность друг к другу.

Рисовалки

Для этой игры понадобится большой лист бумаги, в идеале – старый рулон обоев. Сначала черным фломастером я рисую трафарет: дома-дороги-пешеходов-лес-озеро-бабочек… Получается большая неразукрашенная картина. Каждому участнику игры я выдаю по несколько фломастеров. Главное, чтобы цвета у всех были разные. Теперь можно приступать к основному действу – раскрашивать картину. Каждый участник закрашивает лишь тот участок, который соответствует цвету его фломастеров. Например, если у меня фломастер желтый, коричневый и голубой, то я могу раскрасить солнышко, ствол дерева и облака. 

Комментарий психолога: Постарайтесь в подобных играх ориентировать детей не на качество исполнения рисунка (у детей разного возраста оно, естественно, отличается), а на умение правильно находить «свои» цвета, не пропуская мелких деталей. Также нужно быть готовыми к тому, что дети часто делят цвета на «красивые» и «некрасивые». Поэтому ребёнок может оскорбиться, если ему достанутся синий и зелёный, а сестре – красный и оранжевый. Попробуйте сначала договориться с детьми о выборе цветов перед началом рисования, чтобы избежать конфликтов.

Чтобы бы вы ни делали с детьми вместе, помните, что только в игре рождается по-настоящему крепкая дружба. Пусть ваши дети готовят, рисуют, танцуют или даже соревнуются друг с другом, не забывайте, что в большинстве случаев дети копируют отношения родителей и повторяют их поведение в общении со своими братьями, сестрами или товарищами по песочнице.

текст: Соня Собачкина, Мария Баулина