Дети и время

Дети и время
Прямо с момента рождения ребенка родители стараются внести в его жизнь упорядоченность и ощущение времени при помощи поддержания определенного распорядка дня – режима. Осуществляется это через соблюдение некоторых ритуалов: кормление, купание, сон, прогулки, общение. При этом дети первое время не могут представить себе свой день в целом, но у них возникают ассоциативные связи: пробуждение – кормление, туалет – смена подгузника и гигиенические процедуры, купание – сон и другие. Поэтому чтобы научить ребёнка ориентироваться во времени, взрослые могут с успехом воспользоваться именно этой ассоциативной памятью.

Самое первое, что приходит на ум – это работа с круглым циферблатом. И это не случайно, ведь проходя круг за кругом, стрелки часов воссоздают цикличность.

Часы своими руками

Циферблат для освоения понятия времени можно сделать своими руками из плотной бумаги, картона или бумаги, наклеенной на картон. Для этого берем циркуль и рисуем на бумаге (картоне) круг, затем делим его на 12 равных долей и подписываем цифрами часы от 1 до 12. Затем рисуем на бумаге часовую и минутную стрелки: часовая более короткая, а минутная более длинная. Вырезаем стрелки и крепим их к самому центру циферблата, к примеру, с помощью канцелярской кнопки (сверху) и кусочка ластика (снизу). Некоторые педагоги рекомендуют сперва сделать два разных циферблата: один только с часами, а другой – только с минутами, так как есть мнение, что детям очень трудно соединить сразу и часы и минуты.

С помощью длины стрелок будет проще объяснить их назначение: часов меньше (12) – поэтому стрелка часовая короткая. А минут больше (60) – поэтому стрелка длинная.

Для начала можно поделить часы на секторы и раскрасить их разными цветами. Эти секторы будут обозначать разные действия в течения дня: подъем, умывание и чистка зубов, завтрак, занятия, обед, прогулка, полдник, свободное время, ужин, купание, сон. Ребенок визуально научится распознавать, какое сейчас время – прогулки или питания. Другой вариант – воспользоваться рисунками или наклейками, обозначающими те же действия. Таким образом, у ребенка сформируется образ часов как круга со стрелками, которые изо дня в день проходят через одинаковые действия.

На следующем этапе можно уже более конкретно рассмотреть с малышом участки времени, которые приходятся на конкретные занятия ребенка: как движется стрелка, пока малыш играет или во время занятий? Показываем на самодельных часах, как движутся стрелки, чтобы ребенок понял протяженность времени.

Если ребенок уже освоил счет от 1 до 12, то можно начать тренироваться, задавая ребенку вопрос: где будет часовая стрелка в 3 часа? А в 8 часов? Как только часы будут узнаваться легко и быстро, можно уже переходить к минутам. Тут очень пригодится минутная разметка на циферблате, чтобы наглядно продемонстрировать, что между часовой разметкой находятся 5 минутных делений. Можно показать, где будет 10 минут, где 15, 20 и так далее. Самое интересное, где будет находиться часовая стрелка, когда минутная будет показывать 30 минут. Нужно объяснить, что когда длинная минутная стрелка находится в самом низу, указывая на 6 часов, – это значит, что сейчас столько-то часов и 30 минут и что, иначе говоря, сейчас половина такого-то часа.

Также помогут вырезанные из бумаги фрагменты круга в 45, 90 и 135 градусов. С их помощью, закрывая частично циферблат, мы можем увидеть, что, к примеру, 15 минут – это ¼ часа, 30 минут – это ½ часа, а 45 минут – это ¾ часа. Для закрепления материала просим ребенка показать разное количество минут. В качестве усложнения можно попросить ребенка посчитать количество минут, когда минутная стрелка указывает на определенную цифру часового круга.

Заключительный этап обучения: выставляем стрелки на самодельных часах и просим ребенка назвать время. Затем наоборот – называем время и просим ребенка выставить правильно стрелки.

Практика

Лучше всего полученные знания усваиваются во время применения их на практике. Поэтому, чтобы ребенок получил еще и ощущение времени, проделайте с ним ряд увлекательных экспериментов. Например, возьмите секундомер или обычные часы и засеките время, которое уходит на будничные дела – такие, как еда или чистка зубов. Задержите дыхание и посмотрите с помощью часов, кто дольше продержится. Засеките время и узнайте, сколько длится любимый мультфильм, передача, музыкальная композиция. И наоборот: узнайте, что можно успеть сделать за 1 секунду, 1 минуту, 5 минут, 15 минут.

Заинтересуйте ребенка рассказом о том, сколько разных видов часов существует. Наверняка в каждом доме найдется минимум два, а то и три типа: стрелочные, электронные и песочные. Последние вызывают у детей огромный интерес: довольно увлекательно смотреть на пересыпающийся песок. Подарите малышу песочные часы, длительностью в минуту или в пять – и увидите, что первое время ребенок будет носить их повсюду с собой, изучая временное пространство вокруг себя. Также в домашних условиях возможно имитировать солнечные часы при помощи картона и светильника, изменяющего угол падения лучей на часы.

Если ребёнок непоседлив или гиперактивен, то очень эффективным будет метод отслеживания временных отрезков с помощью меток на часах и таймера или будильника. То есть предлагаем ребенку засечь 10 или 15 минут, отмечаем это время на циферблате и устанавливаем будильник на это же время. И даже если ребенок сразу забудет о часах и сменит несколько видов деятельности за этот период, сигнал будильника снова напомнит ему о времени. Так постепенно, без особого напряжения, можно научить ребенка пониманию времени.

В период такого активного развития важно помнить и о поддержке мозга и организма ребенка в целом. Не забывайте о необходимых витаминах, которые помогают ребенку справляться со столь серьезными интеллектуальными нагрузками. Одни из таких витаминов - специализированные витамины Юнивит® Кидс с Омега-3 и холином содержат целый комплекс компонентов, необходимых для роста и развития ребенка.

Немаловажно объяснить ребенку, для чего ему нужно уметь пользоваться часами и узнавать время. Ведь жизнь человека чаще всего распланирована, так как включает в себя обучение, отдых, развлечения, работу и другие дела. Именно поэтому, чтобы успевать сделать все, что хочется, нужно научиться следить за временем и правильно его распределять. А с родительской помощью и творческим подходом ребенок быстро разберется с часами и научится ценить время.



Теги: univit



Беременность
и роды
до 2 лет 2-4 года 5-6 лет 7-9 лет 10-12 лет от 12 лет
Регистрация