Назад ко всем статьям

Большая разница: по ролям

Игра – основное содержание деятельности детей. Даже те, кто уже учится в школе, при любой возможности отодвигают учебники и достают любимую машинку, куклу или зовут ровесников, чтобы поиграть в прятки или догонялки. Это не только развлечение, но и обучение общению. В игре ребёнок получает возможность попробовать себя в разных социальных ролях: побыть лидером, «статистом», «серым кардиналом» или сторонним наблюдателем.

Выстраивание гармоничных отношений между детьми в семье также требует длительного обучения. В отличие от стихийного общения в детском коллективе, игры с братьями или сёстрами могут направляться родителями в нужное русло. Справедливое распределение ролей позволяет предотвращать или конструктивно разрешать конфликтные ситуации, - особенно те, которые связаны с борьбой за внимание мамы и папы. Как с помощью различных игр научить детей сотрудничеству и взаимопониманию? Какие стратегии поведения позволяют свести к минимуму соперничество между старшими и младшими?

Игры без правил

Распределения ролей в детских играх далеко не всегда справедливо. Например, младшим детям часто приходится быть безмолвными «собачками» или «дочками», в то время как старшим достаются звёздные роли «хозяев» или «мам». С одной стороны, этот процесс является главным содержанием пресловутой социализации, о которой так заботятся взрослые. С другой – не каждый ребёнок способен занять достойное место под солнцем, и в этом случае ему необходима помощь взрослого. Вот ситуации, в которых следует вмешаться.

1. Роль «Кушать подано». Если малыш ещё плохо разговаривает или не может придумать свои реплики, старшие дети отводят ему роль без слов. Игра может выглядеть так: «Вот тебе пушка. Сиди тут и жди, пока не прибегут пираты. Когда они будут приближаться, дёрни вот за эту верёвочку, чтобы получился звук. Понял?» И малыш радостно кивает, потому что старший брат доверил ему какое-то приспособление с верёвочкой! А потом по ходу игры пираты забывают прибежать, а ребёнок всё сидит с верёвочкой наготове, как мальчик-часовой из рассказа Л. Пантелеева «Честное слово».

В этой ситуации можно предложить детям расширить сюжет игры, чтобы вклад младшего был более значительным. Допустим, озвучивать можно не только пушку в самом конце битвы, но и стучать по металлофону, имитируя бой на саблях, издавать звук бушующего моря или скрипящих мачт. Содержание действий малыша необходимо обсудить со старшим ребёнком – так сказать, утвердить у главного режиссёра. Он должен чувствовать, что вы хотите сделать игру более интересной, а не просто воспользоваться удобным случаем, чтобы отдохнуть от них обоих.

Постарайтесь объяснить старшему ребёнку, что малыш очень ценит возможность побыть вместе с ним. Расскажите, что маленькие дети берут в игре пример с братьев и сестёр, и это хорошая возможность научить их тому, что будет интересно всем.

2. Театр одного актёра. Довольно часто старший ребёнок, желающий побыть в одиночестве, придумывает игру, в которой предполагается, что малыш должен «поехать на работу» или «уйти в магазин». Причём, не просто выбежать на минутку за хлебом, а уехать в «Ашан» в субботу утром и вернуться ближе к полуночи. В результате, со стороны игра может выглядеть так: старший ребёнок отсылает младшего подальше от себя, а сам в это время занимается чем-нибудь интересным. Не стоит игнорировать такое поведения. Лучше отвлечь малыша, дав возможность его брату или сестре соскучиться по общению. Расспросив своего старшенького, в какие игры ему нравится играть вместе, вам удастся вовремя переключать внимание более непритязательного в этом смысле малыша в нужное русло.

Наблюдая за играми детей, старайтесь время от времени менять угол зрения: представляйте себя то на месте старшего ребёнка, то на месте младшего. Это поможет вам периодически давать первенцу «глоток свободы», а когда нужно, наоборот, создавать условия для того, чтобы он был более внимательным к нуждам малыша.

3. Актёр одной роли. Однажды удачно выступив в какой-то роли, ребёнок может стать её заложником. Причём, обоим детям может надоесть играть по одному и тому же сценарию, но из-за отсутствия интересных идей они будут делать это по инерции. Воспоминания о том, что первые пять раз были сыграны великолепно, создают у них иллюзию, что на девяносто пятый свежесть ощущений может вернуться.

Подскажите детям, как можно изменить игру. Например, для большинства сюжетов подойдёт замечательный поворот под названием «…и вдруг заколдовали». Была прекрасная принцесса, а её заколдовали, и стала она вести себя, как ужасная. Летал по комнате злой дракон – теперь летает добрый и распыляет удобрения над полями Маркиза Карабаса. Освоив этот нехитрый приём, дети в дальнейшем будут стараться придумывать другие способы усовершенствования старых игр, что научит их не только фантазировать, но и договариваться между собой.

4. Мальчик для битья. Чтобы ощущать себя сильным и хорошим, ребёнку необходим «внешний враг» для наглядного сравнения. Всё бы ничего, но, назначив кого-то «монстром», велик соблазн ударить его по-настоящему или назвать обидным словом под предлогом нахождения «в образе». Чтобы предотвратить это, дети должны научиться вовремя останавливаться. С этой целью можно предложить им чаще меняться ролями и быть «чудищем» по очереди, чтобы никому не было обидно (и чтобы каждый из детей понимал, что час расплаты настанет очень скоро). Кроме того, стоит открыть детям один секрет: даже у очень злого персонажа внутри есть что-то доброе, а у самого положительного - что-то плохое. Поэтому, если «богатырь» споткнулся о папины кроссовки в коридоре, «чудище» не должно его добивать ногами.

5. Жесткий кастинг. Хорошо, если дети соглашаются меняться ролями. А что, если обе сестры хотят быть Золушками, а два брата – Суперменами? Разница в возрасте в этой ситуации сыграет всем на руку. Девочке помладше можно предложить стать Золушкой в начале сказки, а старшей сестре – в финале. Мальчикам стоит попробовать использовать в игре машину времени, которая перенесёт Супермена в раннее детство, где его встретит маленький Суперменчик.

Игры с правилами

В тех случаях, когда игра предполагает соблюдение последовательности действий и распределение функций, без взрослых не обойтись. Дети возлагают на родителей большие надежды, поскольку они не только игроки, но ещё и судьи, следящие за соблюдением правил. Взрослому бывает трудно соблюсти баланс: шаг вправо, шаг влево – и вот он, готовый повод для ревности. Например, опасна в этом смысле похвала одного из детей в случае удачного хода или победы. У проигравшего и так эмоции на пределе, а ещё родители выделяют победителя! Ребёнок может воспринять в штыки любые комментарии о необходимости помощи брату или сестре. Аргументы «он больше устаёт» или «он не может справиться без маминой подсказки» вызывают активный протест. Ребёнку кажется, что родитель подыгрывает его оппоненту, а не уравнивает своей помощью шансы детей на победу. Чтобы избежать подобных недоразумений, любое неравенство условий лучше объяснять с помощью наглядной демонстрации физических различий: «Видишь, твой брат ниже тебя и не может достать до сетки, поэтому я приподниму его до уровня твоего роста».

Вот наиболее типичные проблемы, возникающие в играх с правилами.

1. Подвижные игры. Любые разновидности «догонялок», прятки, футбол связаны с разбиением на команды или противостоянием одного участника группе. Педагоги и психологи утверждают, что такие игры помогают развивать командный дух. Однако ни один ребёнок с ними не согласится. Эти игры только расстраивают несчастного «одного участника», поскольку остальные игроки устраивают коллективное жульничество, дразнятся и разбегаются в разные стороны. Каково видеть маму и папу, которые заодно с сестрой, и о чём-то договариваются, переглядываются или таинственно молчат? В этой ситуации настроение играть пропадает, так как чувствуешь себя мишенью всемирного заговора.

Если родители не поддаются азарту, а держатся по принципу «и нашим, и вашим», детей перестанет преследовать чувство несправедливости или, по крайней мере, он не сможет ни к чему придраться и будет вынужден соблюдать правила. Кроме того, можно неявно подбадривать ребёнка, играющего на стороне противника: «Теперь Коля догоняет. Сейчас он нам всем покаааажет!» Так ребёнок увидит, что вы готовы оценить его достижения, независимо от того, в какой команде вы находитесь.

2. Настольные игры. Здесь каждый сам за себя, поэтому выигрыш или проигрыш ощущается особенно сильно. Наверное, в этом смысле настольные игры можно считать прекрасным тренажёром для самолюбия. Они учат ребёнка проигрывать и выигрывать так, чтобы соперникам не было тошно от его реакций. Конечно, у детей разного возраста задачи отличаются: старшему приходится тренироваться сдерживать ликование от лёгких побед, а младшему – упражняться в искусстве сдерживать слёзы.

Чтобы избежать неприятных эксцессов, можно ввести такую опцию как «утешительный приз» для проигравшего в виде конфеты, наклейки или любой другой мелочи. Победителя после каждого удачного тура можно просить проводить короткий «мастер-класс»: пусть поделится с братом или сестрой приёмами, позволяющими избежать ошибок. С одной стороны, это потешит его самолюбие, а с другой – позволит посмотреть под другим углом на проигрыш малыша. Оказавшись в роли наставника, он вряд ли будет радоваться его неудачам.

Какой бы «большой» ни была разница в возрасте между детьми, с каждым годом её психологическое значение будет уменьшаться. Изменятся игры, роли, забудется количество набранных очков и «съеденных» фигур. Но воспоминания о том, кого похвалила мама, кого подбодрил папа, кто, кого и как обозвал, останутся у братьев и сестёр на всю жизнь, влияя на их отношения. И только взрослые, сглаживая углы, имеют возможность сделать их лёгкими и безболезненными. Ради этого можно пренебречь любыми правилами.

текст: Мария Баулина