Вернуться назад

35 игр для развития интеллекта 3-годовалого малыша


Первые «приступы» любопытства настигают малыша, когда он начинает ползать и становится способен дотянуться до новых интересных предметов. А в 3 года у малыша уже достаточно знаний, чтобы задавать вопросы и начать интересоваться природой вещей. Эту возрастную особенность можно и нужно использовать для расширения кругозора ребёнка и развития его интеллекта. Как это сделать? конечно же, в играх. Предлагаем взять на вооружение 35 игр, которые помогут удовлетворить возросшее стремление малыша к познанию мира.

Игры на суше


«Заклинание»


Придумайте 5-10 пар слов, которые были бы связаны по смыслу: нога-голова, книжка-закладка, осень-листочек и пр. Повторите пары несколько раз, медленно и выделяя каждую с помощью интонации. Потом назовите ребенку первую пару слов и попросите вспомнить, что было дальше. Второй раз он должен назвать все пары сам. Кстати, это также хорошо для тренировки памяти и взрослого человека. Ведь маме (папе) также приходится запоминать пары, которые он назвал.

«Покупки»

Поиграйте с ребенком в магазин. Как мама, попросите купить определенный набор продуктов. Ребенок должен прийти в магазин, к вам, как к продавцу, и озвучить весь список, который вы ему «заказали» до этого.

«Догадайся сам»

Завяжите малышу глаза. Кладите ему в руку, по очереди, различные предметы. Ребенок должен догадаться что это. Сделайте так несколько раз с одними и теми же предметами. Они должны следовать в определенной последовательности. Затем попросите назвать все предметы в том порядке, в котором он их держал в руках.

«Связь»

Для того, чтобы потренировать ассоциативное мышление, которое послужит хорошим помощников в тренировке памяти, следует делать несложные упражнения. Назовите ребенку одно слово. Попросите придумать как можно больше ассоциаций к нему. Для того, чтобы у ребенка происходил процесс «накопления» слов, можете ему помогать и подсказывать что-то новое. Чтобы сделать акцент на развитие логического мышления, можно немного изменить данное упражнение. Назовите пару слов (машина-дорога) и попросите придумать историю, включив в нее как можно больше слов, которые связаны с этими словами по смыслу.

«Веселые картинки»

На короткое время показываете ребенку картинку. Потом картинка убирается, после чего малышу необходимо описать все, что он увидел на картинке, как можно более подробно. В усложненном варианте, ребенок должен запомнить картинку, а затем нарисовать тоже самое. Только не стоит выбирать сложные сюжеты и образы. Можно нарисовать их самим и усложнять при необходимости.

«Найди, что изменилось»

Положите перед ребенком 5–6 игрушек, попросите запомнить, а потом закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами (1–2), ребенок должен найти и положить на место. Количество «замен» увеличивайте, пока ребенок не сможет восстановить весь ряд полностью.

«Клубок»

Вы начинаете и говорите: «Мы собираемся в отпуск. Сейчас я достану чемодан и положу туда брюки». Ребенок продолжает: «Я положу брюки и майку». Вы перечисляете то же самое и что-то еще. Игра, кроме того что тренирует память, помогает снять напряжение, успокоиться.

«Визуализация»

Вернувшись домой, спросите ребенка о том, что было, пока вы гуляли. Кого встретили? Во что он был одет? Какая машина стояла у подъезда? Можно также вспоминать обстановку дома у бабушки или, например, расположение столов в детском саду. Устно или с помощью рисунка.

«Повторяй за мной»

Взрослый становится за спиной ребенка и проделывает ряд манипуляций с его телом. Поднимает, например, одну руку, сгибает в локте другую, наклоняет голову. Потом просит ребенка выпрямиться и заново проделать эти движения по памяти. Что бывает синего цвета? спрашиваете вы, и ребенок должен назвать 3–5 предметов только синего цвета. Потом он сам дает задание: «Что бывает только круглое?» Можно играть всей семьей.

«Коллаж»

Возьмите любимую детками книжку-раскраску и предложите крохе сделать разные цветовые варианты черно-белых картинок. Для работы можно использовать гуашь, пастель, фломастеры или карандаши, накладывая разные оттенки слоями. Пусть кроха раскрашивает рисунки, вначале заходя за контур, затем стараясь не выходить за его пределы, сначала − яркими, радостными, затем − серыми, более грустными цветами. Обогатить детские шедевры поможет природный материал, собранный вами совместно во время уличных прогулок или путешествий к морю. Листочки деревьев, камешки, цветы, палочки, ракушки − все это пригодится и при создании коллажей.

«Пространственные отношения»

Чтобы объяснить ребенку числовую последовательность, ему надо показать, что значат слова «впереди», «за», «после», «слева», «справа». Если вы спросите малыша, какое число идет после 5, он не сможет ответить, даже если заучит, как считалку, числа от 1 до 10. Начните работу с игры. Расставьте мягкие игрушки и попросите дать вам зайку, который стоит за щенком, затем игрушку справа от мишки и так далее. Старайтесь использовать подобные слова как можно чаще. Собираясь с ребенком на улицу, проговаривайте: «Надеваем носочек на левую ногу, теперь на правую...» А дожидаясь своей очереди, скажите, что вы идете за этим человеком, что он впереди вас, а вот за вами та женщина с девочкой...

«У кого больше?»

В эту игру можно играть вдвоем и втроем. Для игры понадобится кубик с точками. В качестве счетного материала можно использовать пуговицы, шишки, орехи и т. д. Положите в вазу или коробку пуговицы (орехи). Теперь по очереди бросайте кубик. Какое число выпадет, столько и берут из вазы предметов. Когда ваза опустеет, подсчитайте, у кого больше.

«Найди игрушку»

Ребенок-водящий выходит из комнаты. В это время прячут игрушку. Затем ребенку объясняют, где можно ее найти: «Надо встать перед столом, и пройти три шага вперед, два налево и т. д.». Когда дети хорошо станут ориентироваться, задания можно усложнить – давать не описание местонахождения игрушки, а схему. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет.

«Режим дня»

Вырежьте нужные картинки с изображением обычных действий, таких, как пробуждение, утренний туалет, завтрак и т. д. Из картона смастерите красивый циферблат с яркими стрелками. Затем вместе с малышом распределите картинки в правильном порядке. Расположите часы на видном месте и, передвигая стрелки на нужное время, поощряйте ребенка к действию, соответствующему обозначенной картинке. Другая игра сможет научить малыша лучше определять время дня. Поделите циферблат на две (день и ночь) части и раскрасьте нужными цветами, поместив на одну сторону луну и звезды, а на другую солнышко. Подберите подходящие картинки и попросите малыша разложить их на «дневную» и «ночную» стороны, исходя из действий, изображенных на них.

«Разложи по порядку»

К 3,5–4 годам можно давать ребенку задания расположить по порядку, например, карточки с изображением цыпленка, яйца и курицы. Когда малыш сможет хорошо распределять простые действия в нужной последовательности, задачу можно усложнять большим количеством карточек или более сложным материалом. Вместо карточек вам могут помочь семейные фотографии, которые можно разглядывать и раскладывать в правильной последовательности.

«Где зайка?»

Вам понадобится несколько любых коробок с крышками. Поставьте их перед малышом. Покажите ему маленького игрушечного зайку. Зайка спасался от волка и спрятался в одну из коробок. Где же зайка? Сначала прячьте игрушку на глазах у малыша, пусть открывает коробку и находит ее. Затем спрячьте зайку и подвигайте коробки, поменяйте местами. Сможет ли малыш вспомнить, куда зайка спрятался? Затем можно прятать игрушку так, чтобы кроха не видел: пусть открывает все коробки по очереди. А ребятишкам постарше предложите найти зайку, не открывая коробок. Что нужно сделать? Потрясти каждую коробку по очереди…

 «Магнитный театр»

Большая коробка из-под обуви может превратиться в театральную сцену. Ставим ее на бок, предварительно разрисовав внутреннюю поверхность декорациями в зависимости от того, какую сказку собираемся показывать. Например, «Красную Шапочку». Тогда это будут, конечно, лес, тропинка, домик бабушки. Из белого картона вырезаем актеров, вместе с малышом раскрашиваем их, прикрепляем на каждого картонного персонажа по металлической скрепке. Теперь берем магнит, подносим его к задней стенке «сцены», а внутрь коробки помещаем необходимого персонажа. Двигаем магнит — и герой сказки оживает… Кстати, героев для магнитного театра можно вырезать из старых, отживших свое книжек и прочитанных детских журналов.

 «Телевизор»

В большой коробке прорежьте отверстие, чтобы она стала похожа на телевизор. Переднюю панель «телевизора» разрисуйте вместе с малышом. Теперь маленький артист сможет «выступать по телевизору». Кроха держит коробку таким образом, чтобы лицо было видно на «экране». Или можно поставить коробку на подходящее возвышение, а малыш будет просто стоять за ним. Зрители: мама, папа, бабушка – рассаживаются перед экраном, а малыш пусть споет песенку, расскажет стишок или сказку, попробует рассмешить телезрителей… Это замечательная игра для развития речи. Может, потом папа или мама тоже захотят выступить? Вот так веселье получится!

Игры с водой



«Кораблики»


Игра в кораблики – это не просто забава. Это еще и способ развития воображения и творческого мышления! Ведь роль кораблика может играть множество предметов, совсем на кораблик не похожих. Это всевозможные пластиковые коробочки, баночки, половинки мыльницы, формочки для песка, пробки, крышки, кусочки губки и пенопласта, лепестки, листья деревьев, щепки… Одним словом все, что может держаться на поверхности воды. И «пассажирами» может быть все, что угодно: мелкие игрушки, пуговицы, бусины, фасолины, ракушки, пластиковые крышечки... А что придумает ваш малыш?

«Кораблекрушение»

Играя в «кораблекрушение», можно развивать малыша, предложив ему рассортировать вылавливаемые предметы. Самые маленькие пусть просто разложат камешки-сокровища в одну пластиковую коробочку-кораблик, а, скажем, ракушки или мелкие игрушки в другую. Малышам постарше предложите другой, более сложный, вид сортировки: по цвету, по размеру и т.п.

«Форма воды»

Имеет ли вода форму? Играя с водой, малыш сможет узнать много нового о ее свойствах. Например то, что она может принимать любую форму в зависимости от формы сосуда. Для этого просто дайте крохе возможность попереливать водичку из емкости в емкость. Выдайте маленькому экспериментатору пластиковые стаканчики, мисочки, бутылки разных форм, флаконы от шампуня и т.п. Сначала прокомментируйте свои действия: «Вот налили воду в стаканчик – и она приняла форму стаканчика. А потом перелили эту же воду во флакончик в виде утенка – и она стала «утенком»!» А дальше пусть малыш сам пробует и разбирается.

«Меткий стрелок»

У этой веселой игры множество модификаций. И каждый раз можно играть по-новому. Можно запустить в таз или бассейн с водой пластиковые коробочки (или половинки мыльницы, формочки для песка) и, став на некотором отдалении, бросать в них камешки. Бросать можно на меткость (кто больше камешков забросит) или посоревноваться, чей камешек «переполнит чашу» и затопит «кораблик». А можно целиться в «кораблики» не камешками, а струей воды. Смастерите брызгалку из пластиковой бутылки, и пусть малыш развивает глазомер, координацию движений и моторику, стараясь попасть водой в плавающую (или стоящую на бортике бассейна) мишень.

«Суп для кукол»

Очень интересно приготовить обед для кукол и игрушечных зверят. Покажите крохе, что и как можно делать, а дальше пусть придумывает сам. В этой игре юный повар будет набирать воду в разные емкости-кастрюльки, знакомясь со свойствами воды, собирать камешки (это может быть «как будто картошка»), измельчать пальчиками травинки и лепестки цветов, «солить» суп песком, размешивать содержимое ложкой, развивая моторику. Не обязательно пользоваться только детской посудкой. Выдайте малышу настоящую кастрюлю, чтобы ему было где развернуться. Готовый суп разливаем по тарелкам с помощью поварешки и приглашаем кукол к столу.

«Дед Мазай и зайцы»

Помните историю об охотнике дедушке Мазае, который спас зайцев во время весеннего половодья? Зайчишки оказались отрезанными от берега на крошечных островках посередине разлившейся реки. Дед собрал зайцев в лодку и выпустил на спасительную сушу. Малыш тоже может поиграть вот в такого «спасателя». Сделайте островки (или льдины) из кусков пенопласта, усадите на них мелкие игрушки. Пусть ребенок с помощью игрушечного (или самодельного) кораблика обплывет все островки и «спасет» тех, кто терпит бедствие.

«Уроки плавания»

Предложите крохе устроить уроки плавания для игрушек. Конечно для тех, которых можно «безболезненно» отправлять в воду. Резиновые и пластмассовые игрушки с удовольствием будут ходить в бассейн! Сначала всем игрушкам нужно рассказать, как правильно вести себя в бассейне. Потом малыш может с помощью одной из игрушек показать остальным, как правильно плавать. Затем все игрушки прыгают в воду, а ребенок им помогает. Выдайте крохе кусочки пенопласта, чтобы игрушки учились плавать с их помощью. Можно из пенопласта или кусочков вспененной резины вырезать спасательные круги для «пловцов». На бортике ванны или таза устройте вышку, пусть игрушки попробуют прыгать с нее.

«Море»

Представьте вместе с малышом, что ваш таз или бассейн – это настоящее море. Если кроха еще не знает, что вода в море соленая, расскажите ему об этом. Для пущего сходства можно и морской соли добавить. Пусть ребенок положит в таз камешки и ракушки, будто это морское дно, запустит туда пластмассовых (или вырезанных из пенопласта, пластика, поролона) рыбок. Теперь можно поиграть в кораблики, которые плавают по морю от берега к берегу, перевозят пассажиров и грузы. А еще рыбаки на кораблях могут ловить рыбу. И даже можно устроить погружение водолазов… А пластиковая бутылка с широким горлышком, если положить внутрь мелкие игрушки и закрутить крышку, превратится в замечательную подводную лодку.

«Шторм на море»

Море почти никогда не бывает спокойным. Там всегда дует ветер, и бегут волны. Пусть малыш устроит волны в своем маленьком море, пусть подует на кораблики, будто это ветер. Предложите ребенку дуть таким образом, чтобы кораблики причаливали к «берегу». Учите кроху не раздувать щеки, а выдувать струю воздуха через губы, точно направляя ее в цель. Это полезно для развития и укрепления органов дыхания и артикуляции. А потом на море может начаться настоящий шторм с огромными волнами. И пойти дождь (например, из лейки).

«Водопад»

Что ж, организовать водопад нам тоже по силам! Пусть малыш наберет воды в миску или кастрюльку, а потом поднимет ее над тазиком и выльет с высоты. Вот вам и водопад! Столько шума и брызг! Чем выше ребенок поднимет руку с миской, тем громче будет «шуметь» водопад, тем дальше разлетятся брызги. Все как и в жизни.

«Остров»

Большой кусок пенопласта превратится в необитаемый остров в океане. Или обитаемый? Пусть малыш «заселит» остров жителями, украсит цветами и травинками. А потом отправит туда корабль с туристами.

«Айсберг»

Если опустить в воду крупные кубики льда, предварительно замороженные в стаканчиках из-под йогурта, получится представить, что это ледяные айсберги. На айсбергах можно «покатать» игрушечных пингвинчиков. Правда, «айсберги» быстро растают в теплой воде. Но это случится не сразу, малыш вполне успеет с ними поиграть. Это доставит ему массу удовольствия и необычных ощущений от прикосновений к теплой воде и холодному льду. К тому же, и настоящие айсберги, случается, тают. Не забудьте рассказать об этом малышу.

«Озеро»

Несложно представить, что ваш круглый таз или бассейн – это тихое лесное озеро. Особенно, если там будут плавать рыбки и расти замечательные водяные лилии. Покажите малышу один фокус. Вырежьте из цветной бумаги несколько цветов с длинными лепестками. При помощи карандаша или ножниц закрутите лепестки к центру. После этого опустите ваши лилии в воду. Вы увидите невероятное явление: прямо на ваших глазах цветы начнут «распускаться».

«Бомбочки»

В эту веселую игру с малышом с удовольствием поиграет папа. Она поможет ему вспомнить свое собственное детство. Наберите воды в небольшие полиэтиленовые пакетики и хорошо их завяжите. Положите «бомбочки» на землю. Пусть папа покажет малышу, как их «взорвать» – топнуть посильнее ногой или прыгнуть сверху. Вот брызг-то будет! А смеху-то!

«Мишени»

Нарисуйте на заборе или стене дома мишени мелом. Затем выдайте малышу несколько поролоновых губок. Пусть он хорошенько смочит их в воде, а потом бросает по мишеням. Губки будут смешно биться о стену, брызгаться и оставлять в месте попадания мокрый след.

«Пятнашки»

Эта игра веселая уже сама по себе. В ней водящий должен догнать кого-то из игроков и «запятнать» – дотронуться рукой. Кого «запятнали», тот и становится водящим. А если добавить в игру еще и брызгалки? Участвуют малыш, мама, папа, а если повезет, то бабушка с дедушкой и приятели малыша. Выбираем водящего, выдаем ему брызгалку. Его задача «запятнать», «заквачевать» игроков, не дотронувшись до них, а попав струей воды. Кто намок – тот и становится следующим водящим. Гарантированно освежатся все!

Организовывая игры с водой, очень важно, с одной стороны, направить малыша, помочь, подсказать, с другой же – дать ему возможность придумать что-то самому. Тогда игры принесут крохе неоценимую пользу, станут по-настоящему развивающими. И, конечно, очень-очень радостными.

Рекомендуем:


«Волшебная книжка»

Волшебная книжка, «говорящая» по-русски, расскажет Вашему малышу веселую историю о Слонике и его друзьях в стихотворной форме.

Книжка имеет 2 режима работы: «Время для сказки» и Обучающий. Благодаря второму режиму работы малыш, нажимая на кнопки, выучит хорошие манеры, формы, цвета и буквы в игровой форме. Продается в удобной упаковке с функцией TRY ME, позволяющей сразу провести тест драйв игрушки!
Вернуться назад

Читайте также

Развитие в игре: чем занять ребенка в период с 2 до 3 лет

Первый год жизни позади. Малыш с каждым днем все быстрее и более осознанно осваивает новые навыки. И игры в период с...
Читать далее

Первый год жизни: закладываем основу для развития личности

Первый год жизни малыша – это особый период в развитии. Если сравнить темп развития ребёнка первого года с...
Читать далее

Основные этапы развития ребёнка от 3 до 5 лет

Развитие ребенка после  трех лет это важный этап в становлении личности. Насколько мы – взрослые, готовы...
Читать далее