Фанорона: шашки с острова Мадагаскар

Фанорона: шашки с острова Мадагаскар
Я обещал вам рассказать о Фанороне, и я вам расскажу. Слушайте – и не говорите, что вы не слышали.

Шашечных игр не так уж много. Почти все они возникли в новое время на основе шашек (а точнее – алькуерка): пришедшая оттуда система взятия прыжком применяется повсеместно. Но есть исключения. Наверное, самый удивительный и оригинальный вариант представляет собой Фанорона с острова Мадагаскар. Малагасийцы, не оставив заметного следа в мировой культуре в целом, сумели изобрести яркую, очень своеобразную игровую систему. Знатоки признают, что по сложности и богатству комбинаций фанорона не уступает шашкам, хотя тактика в них абсолютно разная.


Предком фанороны был испанский алькуерк – он попал на Мадагаскар с испанскими торговцами в XVI веке и адаптировался под какую-то местную игру. И пока Европа занималась тем, что «пересаживала» алькуерк на шахматную доску, создатели фанороны пошли революционным путём: сетку они оставили прежней, но полностью изменили игровую механику.

Слово «фанорона» – производное от Lakam-Panorona («игровая таблица»). Название трудно запомнить, но в случае с детьми можно сыграть на ассоциациях («Вон ворона» и т.п.). Для фанороны нужна сетка 9х5 в 45 перекрёстков, ориентированная горизонтально. Её делают разрежённой, чтобы фишку можно было двигать, не расталкивая других. Лист формата А3 отлично подойдёт, а два комплекта дешёвых шашек из киоска обеспечат вам полный набор фишек (22+22).

Эстеты играют шариками на доске с углублениями, но плоские фишки удобнее. Хорошо подходят камни для Го: их удобно снимать с доски.

Фишки ставятся на перекрёстки линий, а не в клетки. Расстановка с чередованием кажется сложной, но вскоре вы привыкнете. Главное - помнить, что на средней линии своя фишка помещается справа, остальные просто чередуются. Центральное поле на доске свободно.



Правила

Играющие ходят по очереди. Первыми ходят белые – в свободный центр доски. Простой ход делают в любую сторону (в том числе назад), на один соседний перекрёсток, согласно разметке. Такие ходы обычно происходят ближе к концу - рубка в фанороне обязательна, поэтому большинство ходов в начале и середине игры будут взятиями и сериями взятий.

А теперь приготовьтесь и будьте внимательны: начинается изюм. Система рубки в фанороне уникальна и отличается от любой другой известной шашечной игры. Здесь нет прыжков и зажимания. Скорее, взятия напоминают таранные удары и канатные рывки, от которых фишки целыми рядами «вылетают» с доски. Существует два варианта рубки - атакой и отступлением:

1) Взятие атакой (на подходе): игрок двигает фишку на один соседний перекрёсток, придвигая её вплотную К ФИШКЕ противника, и тогда она и все стоящие за ней по линии движения фишки снимаются с доски.

2) Взятие отступлением (при отходе): игрок уводит фишку с перекрёстка ОТ ФИШКИ противника (если они стоят рядом и между ними нет свободного пространства), и тогда она и все стоящие за ней по направлению движения фишки снимаются с доски.

Вот и всё! Это главное, что нужно уяснить. Правда, есть нюансы.

* Если фишка одним ходом может срубить фишки противника как «атакой», так и «отступлением», нужно выбрать какой-то один вариант; обоюдное взятие запрещено.

* Если «линию снятия» прерывает пустой перекрёсток или фишка своего цвета - тогда  всё, что до «разрыва», снимается с доски, всё, что после – нет.

* Одиночное взятие обязательно, но серия взятий – нет. За ход можно сделать серию захватов одной фишкой, но не обязательно доводить её до конца, она может быть прервана в любой момент по желанию игрока.

* В ходе серии взятий не допускается возвращение фишки в точку, где она уже побывала. За этим непросто уследить (особенно если взято много), но это нужно делать, иначе вам напомнит противник.

* Рубящая фишка не может совершить два перемещения в одном и том же направлении подряд в течение одного хода (такое может произойти, допустим, если атака следует за отступлением).

Дамок в фанороне нет, превращения фишки в игре не происходит. Цель – срубить все фишки соперника. Если это не удастся никому, игра считается завершившийся вничью.

В дебюте надо быть осторожным: активно расчищая середину, игрок сам роет себе яму, создавая пространство для манёвров противника. Порою лучше сделать скромный, но стратегически важный ход, скажем, убрать фишку из середины линии для блокировки будущего взятия. В эндшпиле выгоднее держать фишки на пересечении диагоналей (4 степени свободы), а в середине игры – на перекрёстках (8 степеней свободы).

На Мадагаскаре действует необычная система гандикапа, то есть упрощения игры для проигравших – Velo («рука»). Вряд ли она вам пригодится, но я о ней всё-таки расскажу. Первая партия (Riatra) всегда играется на равных. Во второй проигравший играет белыми по обычным правилам, разве что не может рубить одиночную фишку. Победитель не имеет права рубить фишки противника, и только когда у него остаётся всего 5 фишек, вступают в действие обычные правила. Если уж и с этим набором победитель опять выиграет, вопросы излишни: перед вами мастер, проиграть которому не зазорно, но от дальнейшей игры лучше отказаться. Если же он проиграет – раунд заканчивается вничью к обоюдному удовлетворению, и следующая игра снова «риатра».

На Мадагаскаре фанорона – национальная спортивная дисциплина. Там действует Национальный координационный комитет по фанороне, существуют несколько федераций, проводящих турниры с ежегодной трансляцией финала по телевидению. Фанорона является и культовым артефактом: перемещения фишек на доске символизируют движение звёзд и влияние их на судьбы людей, малагасийские астрологи высчитывают с помощью неё удачные и неудачные дни, фазы Луны, перемены в судьбе, смену знаков Зодиака и прочую планетарную механику.

Фанорона стремительно набирает популярность в мире, но в России, увы, совершенно неизвестна. Я склонен винить в этом… непрезентабельный внешний вид.

Действительно, при взгляде на одноцветную сетку, сплошь заставленную фишками, не понять, насколько это захватывающая игра. Да и правила, хоть просты, но заковыристы. Начинающий игрок всё время путается, пытаясь то атаковать фишку через два перекрёстка сразу, то искривить линию взятия, то передвинуть за один ход две фишки, и искренне обижается, не понимая, что не так.

Детей подстерегает другая ловушка: огромное количество шашек, которое противник может срубить за один ход, пугает ребёнка, ему кажется, что его обманули, и он кричит: «Нечестно!». Увы, всё честно, просто это такая игра. Большинство ходов в ней – серии взятий, поэтому партия в фанорону напоминает стремительную поездку на американских горках к финишу. Атакующая шашка мечется как шарик в пинболе, фишки с доски исчезают с чудовищной быстротой, и основная борьба развивается в эндшпиле.

Поэтому мой совет прежний: сперва испытайте игру НА СЕБЕ, почувствуйте её магию, а с ребёнком играйте вдумчиво и неторопливо. Оставляйте ему хорошие ходы, чтобы он сам их нашёл. Гарантирую, очень скоро ваше чадо войдёт во вкус - пригоршня срубленных фишек очень способствует хорошему настроению. В общем, не поленитесь: фанорона стоит того, чтобы её освоить.



Читайте также:

Играем в Уголки
Настольные игры: Мельница
Сиджа: загадочная игра из Египта
Коно: маленькое поле, большая игра
Алькуерк: пять игр из одной забытой
"Козлик и волки": магия шестигранной доски








Беременность
и роды
до2лет2-4года5-6лет7-9лет10-12летот12лет
Регистрация
Партнер «Рамблера»